Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Психическое страдание и психологическая помощь

Психическое страдание и психологическая помощь

Каждый профессионально практикующий психолог, психотерапевт или психоаналитик, прежде чем принять решение о возможности оказания психологической помощи, должен задать себе самому и обсудить с потенциальным клиентом несколько вопросов принципиальной важности, от оценки которых напрямую зависит эффективность дальнейшей работы. Основной вопрос здесь следующий. Как оценивать просьбу о предоставлении психологической помощи и психотерапии?
На наш взгляд, имеется несколько основных условий, позволяющих психологу или психотерапевту принять положительное решение о предоставлении помощи. К сожалению не все из этих условий очевидны сразу, во время первичной беседы с клиентом. Рассмотрим эти условия.
Насколько человек осознает свое психическое страдание?
Может казаться самоочевидным, что клиент психологически страдает; иначе, зачем бы он обратился к специалисту? Но это условие не всегда присутствует. Вот несколько наиболее распространенных примеров.
Некоторые люди обращаются за психологической помощью исключительно по настоянию других. Например, партнер по отношениям может сказать, что не будет продолжать отношения, если другой не предпримет «чего-то» для решения своих проблем. Или же лечащий врач может посоветовать обратиться к психотерапевту. Это может случиться, когда человек страдает от заболевания, которое имеет психосоматическое происхождение. Некоторые из людей, страдающих от психосоматических симптомов, пребывают в полном неведении о какой-либо психической боли и могут отрицать любой намек на взаимосвязь между физическим страданием и неприятными психологическими переживаниями. В большинстве случаев совместное исследование симптомов психотерапевтом и клиентом значительно продвигает последнего в понимании феноменов своей внутренней жизни и сокращает риск психосоматической уязвимости. Но иногда (в случае достаточного отчуждения человека от своих психических и телесных процессов) психотерапия или психоанализ могут оказаться не только бесполезными, но и даже опасными. Речь идет о потенциальном риске психоза.
То же самое можно сказать о людях, зависимых от алкоголя или наркотиков. Проблема зависимости не разрешается на уровне избавления от химической стимуляции. Психолог или психотерапевт должен предложить человеку подумать о своих, возможно, невыносимых переживаниях и мыслях, от которых он бежит в зависимое поведение. Только в таком случае работа с зависимостями приобретает смысл.
Резюмируя, хочется подчеркнуть, что не зависимо от причины обращения к психотерапевту, самым важным является желание клиента предпринять попытку изменить себя – т.е. пройти психотерапию или психоанализ для себя самого. Когда человек не признает психологических страданий, его не следует рассматривать в качестве кандидата для прохождения курса психотерапии или любого другого вида психокоррекции, хотя другие люди из его окружения могут настаивать на том, что ему необходима психологическая помощь. Отнюдь не каждый, кому нужна помощь (и кто объективно нуждается в психотерапии или психоанализе) способен эту помощь принять. Вне зависимости от тяжести симптомов психолог или психотерапевт, несмотря на все свои старания и профессионализм, не сможет помочь тому клиенту, у которого отсутствует собственное желание работать над своими проблемами, перерабатывая их психологически.
Поэтому, наше первое требование к будущим клиентам состоит в том, чтобы они признавали, что переживают нечто - испытывают тревогу или депрессию, разочарованы или пребывают в замешательстве - в связи с ситуацией, в которой они оказались. В ситуации, когда они не видят выхода, не понимают значение своих симптомов и пр. или обнаружили, что один и тот же негативный опыт повторяется в их жизни бесчисленное количество раз.
Таким образом, когда потенциальный клиент обращается за психологической помощью потому, что своими действиями он заставляет страдать других людей, или потому, что другие люди требуют от него изменений, нам может понадобиться несколько первичных встреч, чтобы определить, чем мотивирован человек, насколько он стремиться к самопознанию и реальному изменению своей ситуации. Это приводит нас ко второму важному требованию к потенциальному клиенту.
Стремление к самопознанию.
Предположим, что клиент осознает свое психическое страдание, не обращается к психотерапевту с просьбой назначить ему лекарства (понимая, что в основе его проблемной ситуации лежит психологическое состояние) и не действует от чьего-то имени. Однако это еще не означает, что он понимает, что его страдания возникли вследствие его собственных скрытых мотивов.
Многие из тех, кто обращается к психологу или психотерапевту, зачастую винят в своих бедах внешние обстоятельства, ссылаясь на неблагоприятную обстановку в обществе, в семье, плохую наследственность, свой биологический пол и т. д.
Несмотря на то, что любой из этих факторов действительно может способствовать возникновению текущих проблем, если клиент не заинтересован узнать, почему он продолжает переживать подобные внешние, объективные и зачастую неизменные факторы травматически (что делает его жизнь невыносимой), то такое отношение можно расценивать как скрытый отказ брать на себя ответственность за свою жизнь.
Желание более глубокого понимания, прояснение скрытого значения неудовлетворяющих жизненных ситуаций или необъяснимых симптомов предполагает принятие факта, что, в конечном счете, причины психологических симптомов лежат внутри самого человека.
Готов ли человек получать психологическую помощь?
Наконец, последнее условие, которое следует учитывать психотерапевту – это готовность клиента получать психологическую помощь. Многие потенциальные клиенты проецируют на психотерапевта всезнание, как будто он ведает все то, чего они не знают о самих себе (и, соответственно, ожидают, что он и будет их «лечить», отчуждаясь, тем самым, от своих собственных усилий). Другие демонстрируют определенное высокомерие (вызванное страхом, завистью или иным скрытым чувством). Третьи стремятся контролировать специалиста тем или иным образом (например, становясь псевдо «сотрудничающими» и развивая «дежурное» понимание, или, заняв позицию «эксперта», не позволяют психотерапевту по-настоящему соприкоснуться с их внутренней жизнью). Такая установка может означать, что любые открытия, которые они не сделали исключительно самостоятельно, скорее нанесут рану их самооценке, нежели помогут, что вызовет с их стороны негативную реакцию в отношении психотерапевта и психотерапии. Подобная позиция является противопоказанием к прохождению курса психотерапии.
В реальности, любое желание освободиться от психологических симптомов всегда противоречиво, поскольку эти симптомы представляют собой детские бессознательные попытки самолечения и были сформированы как способ избавления от невыносимой психической боли. Таким образом, помимо сознательного желания клиента избавиться от своих симптомов, существует внутренняя сила, которая «боится» эти симптомы утратить, несмотря на все те страдания, которые они причиняют. Эта сила создает серьезное и иногда непреодолимое сопротивление психотерапевтическому процессу. Настрой на исцеление и сопротивление оздоровительному процессу - существуют параллельно. Но сопротивление – естественный компонент психотерапевтической работы, в отличие от не готовности изменять себя и не способности получать помощь от другого человека.
Психологическая помощь: что это такое?. Кто нуждается в психологической помощи?
Если Вы испытываете потребность а психологической помощи, не стоит этого пугаться: это не означает, что Вы сходите с ума и, что окружающие будут показывать на Вас пальцем и думать, что Вы - «псих».
Положа руку на сердце, наверное, каждый взрослый человек смог бы припомнить ситуации (и не одну) когда испытывал такое сильное внутреннее напряжение, что переставал справляться самостоятельно и тогда приходила в голову мысль о том, что не обойтись без посторонней помощи.
Мы спокойно относимся к тому, что ребенку необходима психологическая помощь и поддержка: ребенок в нашем понимании существо слабое и беззащитное.
Однако во взрослой жизни мы вынуждены преодолевать множество сложных ситуаций требующих крайнего напряжения душевных и физических сил и когда этих сил не хватает мы чувствуем себя беспомощными, как в детстве. Неудивительно, что при этом человек испытывает состояние дистресса.
Само по себе чувство беспомощности способно угнетать взрослого человека и действовать разрушительно на его самооценку. Когда дистресс становится хроническим и развиваются те или иные психические симптомы, становится очевидно, что необходимо что-то предпринять. Борьба со стрессом может принимать различные формы: от отчаянных попыток найти способ «расслабиться» до поиска помощи и поддержки у близких людей. Иногда желание «расслабиться» приводит человека к тому, что можно было бы назвать «деструктивными способами самоподдержки»: к наркоманическим зависимостям.
Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи.
В таких ситуациях единственно правильное решение искать психологической помощи у специалиста, психолога или психотерапевта.
Однако когда дело объективно доходит до необходимости в профессиональной психологической помощи, часто возникает мнение о том, что, дескать, в себе можно разобраться самостоятельно без посторонней помощи. «Сам себе психолог» - опасный миф, основанный на наивном бытовом представлении о психологии. Профессиональный опыт психотерапевта показывает, что в сложных, запутанных, приносящих эмоциональное страдание ситуациях разобраться в себе самостоятельно практически не представляется возможным. Это справедливо особенно для случаев, когда речь идет не просто о психологических «проблемах» но о психическом заболевании, которое долгое время может находиться в латентном состоянии. Поэтому проявившиеся психические симптомы необходимо тщательно исследовать и подумать об адекватном лечении.
Профессиональная психологическая помощь, таким образом, может быть рекомендована как людям, испытывающим локальные, ситуативные психологические трудности, так и тем кто страдает от симптомов хронического психического расстройства.
Формы психологической помощи.
Вы раздумываете о психологической помощи, но еще не очень отчетливо представляете себе, в каком виде она возможна? Давайте попытаемся сориентироваться в этом вопросе.
Существует множество форм и техник психотерапии, в которых неспециалисту достаточно легко запутаться. Однако можно систематизировать все имеющиеся подходы в психотерапии по нескольким критериям.
Директивная психотерапия. Это, прежде всего психотерапия внушением: гипноз и окологипнотические техники, использующие состояние гипнотического транса. Метод основан на четком разделении ролей: врач-пациент. Авторитет врача здесь непререкаем. Врач «знает» что необходимо больному и авторитетно «имплантирует» ему свое знание: «дает установку».
При этом, как правило, врач «не углубляется» в проблему пациента, не исследует его внутренний мир и не занимается его личной историей. Основная цель директивной психотерапии – адаптация пациента к окружающей среде, социуму.
Поведенческая психотерапия широко распространена на Западе, особенно в США. Основа поведенческой психотерапии - учение нашего соотечественника Павлова и американского ученого - бихевиориста Уотсона.
Основная задача поведенческого психотерапевта скорректировать поведение пациента. Психика и процессы в ней происходящие для поведенческой психотерапии отходят на задний план, если не исчезают вовсе. Поиск и реализация способов повлиять на внешне наблюдаемое поведение - вот основная задача поведенческого психотерапевта. Основным рабочим фактором здесь выступает «подкрепление». Подкрепление может быть негативным (наказание, в самом широком смысле этого слова) либо оно может быть позитивным (поощрение). Манипулируя то позитивным, то негативным подкреплением бихевиоральный психотерапевт пытается повлиять на поведение пациента в нужном направлении. Конечная цель все та же – адаптация.
Рациональная психотерапия это психотерапия основным методом которой является разъяснение. Рациональный психотерапевт занимается, прежде всего, сознательными, рациональными представлениями человека. Акцент здесь ставится на трансформации «неправильных» (ложных, искаженных) представлений пациента о себе и о мире в направлении «правильных» (конструктивных, адаптивных) представлений. И, опять таки, финальное устремление рационального психотерапевта способствовать адаптации пациента к его окружению.
И, наконец, последняя в списке, но далеко, не последняя по значимости - глубинная психотерапия. Глубинная психотерапия это, прежде всего, психоанализ и аналитическая психология К.Г. Юнга.
Это «многоуровневая» система знаний, придавшая психологии качественно новое измерение. Центральным и радикальным понятием введенным психоанализом, выступает понятие, бессознательного. Психоанализ признает факт не только его присутствия, но и сильнейшего воздействия на функционирование личности. Это признание определило судьбу психоанализа как метода познания и как психотерапевтической процедуры. Произошел, без преувеличения, "копернианский" переворот в психологии. Ж. Лакан, очень точно, назвал это событие "ниспровержением субъекта"- разрушением воображаемых представлений человека о своем "Я", как о центре психической вселенной. Был открыт мир "не-Я" и его огромное влияние на сознательную личность. Оказалось, что человек не "хозяин" в своем доме. Возродился интерес психологов к проявлениям "не-Я," к снам и симптомам. Сновидения провозглашаются "королевской дорогой" к бессознательному. Психоаналитики учатся толковать сны, пытаясь понять необычный новый мир, так отличающийся от привычного бодрствующего сознания, они стремятся учесть и в последствии помочь пациентам осознать глубинные смыслы, запечатленные в символике их сновидений.
Содержание бессознательного требует осмысления и проработки. Именно этим определяется необходимость прохождения личного анализа самим психоаналитиком. "Познай самого себя" - принцип, применимый в равной степени к обоим участникам психоаналитического процесса, к клиенту и к психотерапевту. Ключевым здесь является именно познание самого себя, а не просто наработка психоаналитиком понимания клинических симптомов и синдромов, овладение психотерапевтическими методами, техниками и способами их применения. Психиатр, в своей работе не сталкивается с требованием самоанализа: он в белом халате, и этим все сказано.
В заключении заметим, что все перечисленные формы психотерапии в качестве технически целесообразных процедур могут использоваться практиками различных направлений, если того требует состояние пациента. Ключевым принципом должно оставаться правило: психотерапия для пациента а не пациент для психотерапии.
Механизмы психологической помощи
В психоанализе существует несколько вещей, технических процедур, осуществление которых призвано инициировать и поддерживать процесс психологической проработки. Под психологической проработкой психологи подразумевают, обычно, душевную работу, организованную особым образом, обеспечивающую целительные трансформации в психологической структуре пациента. Что это за процедуры?
Припоминание.
Фрейд, в свое время, придавал припоминанию ценность ключевой психотерапевтической процедуры в психоанализе. Фрейд говорил о том, что пациенты страдают от воспоминаний. Речь идет о воспоминаниях, о травматических переживаниях в прошлом, не обязательно связанных с явными травматическими событиями, такими, например как, потеря близкого человека. Степень травматизма всегда субъективна и то, что может быть травматичным для одного не обязательно травматично для другого. Так вот, травматические переживания, подчас, настолько не выносимы для психики, что человек бессознательно борется с ними, используя те или иные психологические защиты.
Результатом этой борьбы оказывается амнезия воспоминаний о психической травме. Однако, простым вытеснением из сознания патогенных мыслей о травме проблема обретения душевного покоя не решается – эти патогенные мысли и переживания перестают быть «видимыми» но не перестают быть действенными. Их скрытая активность провоцирует бессознательный внутрипсихический конфликт и способствует формированию тех или иных психических симптомов, которые, вторичным образом, заставляю человека страдать, и приводят его в кабинет психолога или психоаналитика.
По видимости пациент страдает от своих симптомов, хотя на самом деле его страдания и симптомы обусловлены не узнанными в своем собственном качестве воспоминаниями о психической травме, точнее говоря, они (воспоминания) и являются травмирующим психическим фактором. Понятно почему, Фрейд придавал такое большое значение припоминанию.
Идя от симптома, как чего-то внешнего, к воспоминаниям о травмирующих событиях и переживаниях мы способны идентифицировать истинную причину психического страдания, и установить жизненно важные для психического благополучия связи между событиями, как внутренними, так и внешними. В результате психика пациента становится более цельной и жизнеспособной.
Говорить о том, что приходит в голову.
Так звучит основное техническое правило психоанализа. Это правило, которое называют «правилом свободных ассоциаций», используется для облегчения припоминания пациентом своего травматического прошлого опыта о котором, судя по его симптомам, он забыл.
Если бы меня попросили одной фразой выразить цель психоаналитических усилий, я, не боясь показаться поверхностным, сказал бы так: «Вспомнить все». Хотя понятно, что в реальном психоаналитическом процессе иногда необходимы ограничения в стремлении к этой цели.
Если мы попросим пациента говорить то, что приходит ему в голову мы, иногда, можем столкнуться с препятствием, когда нам отвечают, что в голову ничего не приходит. И это странно, поскольку человеку в обычных условиях всегда приходит что-то на ум. Произвольно избавиться от мыслей чрезвычайно сложно. Дисциплина ума, если можно назвать дисциплиной политику сдерживания мыслей, дается, как показывает опыт адептов духовных практик, обычному человеку с большим трудом. Окончательно избавиться от мыслей, похоже, невозможно. Поэтому, когда в психоанализе пациент утверждает, что ему ничего не приходит в голову, психоаналитик может подумать о некоем внутреннем процессе происходящим в пациенте, процессе, по каким то причинам, вызывающем торможение мыслей. Этот процесс был назван сопротивлением припоминанию. Природа этого процесса, как правило, носит защитный характер, т. е. пациент сопротивляется припоминанию, поскольку ожидает усиления своего психического страдания.
Преодолеть сопротивление.
Другая важнейшая часть аналитической работы это анализ сопротивления пациента. Сопротивление защищает патологическую психическую структуру пациента и само по себе также является частью этой структуры. Преодоление сопротивления не всегда является легкой задачей: часто, для успешного анализа сопротивления, от психоаналитика требуются значительные усилия, терпение и мастерство, а для пациента этот этап психоанализа может явиться настоящим испытанием его мотивации продолжать психоанализ. Именно преодолению сопротивления пациента аналитическому лечению, обязан психоанализ своей длительностью.
Толкование сновидений
Фрейд очень ценил сновидение как важнейший феномен психической жизни, предоставляющий в распоряжение психоаналитика уникальную информацию о событиях, происходящих в глубинах психики пациента. Именно сновидениями, по мнению Фрейда, вымощена «королевская дорога в бессознательное». Фрейд всегда подчеркивал близость психических процессов сновидения с процессами формирования невротических симптомов. Само сновидение обладает структурой симптома. Поэтому если мы научимся понимать и толковать сновидения мы поймем значение симптомов, от которых страдают наши пациенты, а значит, научимся эффективнее помогать им.
Толкование снов в психоанализе, со времен Фрейда, занимает место не только исследовательского метода, но и ценнейшей психотерапевтической процедуры, способствующей психологической трансформации пациента в направлении психического исцеления.
Анализ перенесения.
И, наконец, последняя в списке, но далеко не последняя по значимости аналитическая процедура это анализ перенесения. Перенесением (или переносом) в психоанализе называют воспроизведение пациентом в настоящем времени, в ситуации «здесь и сейчас» -особенно во время сеанса психоанализа и по отношению к психоаналитику – забытых мыслей и чувств, относящихся, прежде всего, к значимым людям из прошлой жизни пациента, из ситуации «там и тогда». Это «новое издание» прошлого опыта пациента.
Прошлые отношения драматизируются в настоящем, в отношении пациента к психоаналитику и проявляются в его требованиях адресуемых психоаналитику, требованиях, часто конфликтных и не реалистичных. Именно в этих требованиях, совершенно отчетливо раскрывается - а значит, становится доступным для психотерапии - природа невротических переживаний пациента.
Анализ перенесения чрезвычайно полезная в терапевтическом отношении процедура, помогающая пациенту осознать (припомнить) и проработать типические невротические паттерны его отношения к другим людям и к самому себе, переживая их заново по отношению к психоаналитику, в безопасном формате психоаналитических рамок.