Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Психотерапия

Психотерапия

«Люди не поддаются доводам рассудка, ими движут инстинкты»
Зигмунд Фрейд

Показания для консультации и лечения психотерапевта:

Развитие коммуникативных способностей,
Неврозы, невротические реакции,
Посттравматическое стрессовое расстройства,
Пограничные невротические расстройства,
Расстройства личности и поведения,
Половая дисфункция, не обусловленная органическими расстройствами или заболеваниями, нарушения оргазма, климакс, синдромы ожидания (половой слабости) у мужчин, трудности в зачатии ребенка (при гинеколого-акушерском, урологическом и генетическом здоровье)
Синдром хронической усталости, вегето-сосудистая дистония,
Волнение, тревога, страхи (смерти, болезней, высоты, замкнутых пространств, экзаменов, перемещения в транспорте (автобусе, метро, самолете и др.), людской толпы, открытых пространств, быть во внимании, покраснеть, вспотеть и т.д., животных…)
Навязчивости, депрессия, неуверенность в себе, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, трудности в принятии решений, снижение эффективности деятельности, бессонница, нарушение аппетита, избыточный вес, семейные проблемы (ухудшение взаимоотношений, конфликты, угроза развода и др.),
Игромания, интернет-зависимость
Психосоматические расстройства «на нервной почве»;
Терапия для развития личности (отработка навыков успешного общения, умения влиять на людей, способности к лидерству, повышение творческого потенциала, умственных способностей, умения оптимально действовать в условиях стресса…)
Зависимости от психоактивных средств, человека («несчастная любовь»),
Алкоголизм, табакокурение, другие зависимости

Гештальттерапия: прикосновение к реальности. Иногда мы нуждаемся в успехе, а терпим неудачу, мечтаем о взаимной любви и бываем отвергнуты. Когда ответные реакции людей или обстоятельства не соответствуют нашим ожиданиям, противоречат желаниям, мы испытываем разочарование, раздражение. А наши потребности так и остаются нереализованными. Немецкий психотерапевт, основатель метода гештальттерапии Фредерик Перлз (Frederick Perls) утверждал, что, исследуя свои ощущения, эмоции, мысли, возникающие при контакте с окружающим миром, мы способны точнее осознать свои потребности и понять, есть ли у нас возможность их реализовать. А если есть, решить, как лучше это сделать.

Кому это нужно
Гештальттерапия особенно эффективна, когда трудности вызваны взаимодействием с другими людьми. Эмоциональные проблемы (страхи, тревоги, апатия, сниженное настроение, агрессивность, волнение в значимых ситуациях) также являются предметом работы гештальттерапевтов. Метод подходит тем, кому нравится, когда с терапевтом можно обмениваться искренними эмоциональными реакциями и получать от него обратную связь. Терапевту трудно быть полезным в случае, когда внутренний мир для самого человека не представляет ценности, он не склонен к рефлексии и самопознанию. Этот метод эффективен в работе с детьми и подростками, со взрослыми людьми, семейными парами.
В начале своей психотерапевтической карьеры, в 20–30-е годы XX века, Фредерик Перлз работал как психоаналитик. Однако он довольно скоро понял, что теория Зигмунда Фрейда о сексуальности, лежащая в основе этого метода, не дает ответов на вопросы, которые волновали его больше всего. Почему в определенных случаях человек не может удовлетворить потребность, которая является для него самой важной, а иногда даже не может ее осознать? Как он взаимодействует со средой, чтобы добиться того, чего хочет? В результате Перлз разработал теорию потребностей и их удовлетворения. Под «гештальтом» он понимал «процесс развертывания потребности человека». Квинтэссенцией жизни Перлза, его исканий и созданного им метода можно считать его слова: «Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Если нам случится найти друг друга, это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Контакт, истинная встреча не всегда возможны, но осознание этого – не повод для того, чтобы не попытаться их осуществить.

Только факты
Когда мы случайно задеваем горячий чайник, то отдергиваем руку. Так же происходит любое наше взаимодействие – не только с предметами, но и с людьми: сначала мы что-то ощущаем (как в этом примере – боль), затем возникают эмоции (страх, раздражение), и далее мы что-то предпринимаем (отдергиваем руку). И только затем появляются мысли по этому поводу («надо быть аккуратнее»). Но очень часто мы не осознаем ни собственных чувств, ни их причины. Он не помыл посуду – она обиделась. Этот эпизод стал поводом для ссоры. И женщина даже не подозревает, что ведущая ее потребность в данной ситуации не чистая посуда, а желание быть в центре внимания или контролировать действия домочадцев.

Как это происходит
Работа может быть индивидуальной или групповой. На первой встрече терапевт и клиент (или участники группы) обсуждают цели работы, возможные и желаемые результаты и способы их достижения, оговаривают продолжительность встреч, их количество и стоимость. Длительность курса варьируется от пяти-десяти встреч до нескольких лет (один-два раза в неделю) и зависит от глубины и сложности предъявляемых клиентом проблем. Стоимость одного сеанса зависит от стажа работы и квалификации гештальттерапевта. В Москве часовой прием стоит в среднем от 25 до 100 долларов.
Гештальттерапевты считают важным, чтобы при взаимодействии с миром каждый опирался не на привычные мысли и рассуждения, а на реальные факты. Все, что мы слышим, видим, к чему прикасаемся, в гештальттерапии называют «первичными феноменами», а чувства и мысли, которые возникают при этом, – «вторичными феноменами». Чем лучше мы их осознаем, тем легче нам взаимодействовать.

Сергей, 44-летний успешный бизнесмен, несколько лет живет с ощущением бессмысленности всего, что он делает. Его ничто не радует. Работа с терапевтом началась с обсуждения «первичных феноменов»: семья, бизнес, заработки. Действительно, вполне благополучная жизнь. Затем начали разбираться с его эмоциями (вторичными феноменами). Оказалось, все, что должно было бы вызывать у Сергея чувство удовлетворения, напротив, порождало недовольство собой. Бессознательно оно было связано с образом матери, которая часто в детстве повторяла: «Я живу только для тебя...» И этот «материнский голос» постоянно обесценивал любое достижение Сергея. В результате терапии ему удалось освободиться от бессознательного чувства вины за то, что он (в свою очередь) не посвятил всю жизнь матери. И обрести возможность гордиться своими достижениями и получать удовольствие от жизни.

Завершенный гештальт
В гештальттерапии ситуацию, когда потребность не реализована или эмоция не выражена, называют «незавершенным гештальтом», и наоборот, когда потребность удовлетворена – «завершенным гештальтом».

Осознайте феномены вокруг вас
С помощью гештальттерапии можно научиться отчетливо осознавать окружающие нас феномены, открыто и непосредственно воспринимать мир и переживать всю полноту жизни.

Настройте свое внимание на окружающую вас среду, например комнату, в которой вы находитесь.

Вслух или про себя опишите то, что вы видите и слышите, не оценивая и не интерпретируя. Начинайте со слова «сейчас». Например: «Сейчас я вижу...», «Сейчас я слышу...» Старайтесь выполнять это упражнение не формально, а действительно интересуясь тем, что вы наблюдаете.

Если вам удалось настроиться на такое восприятие и отключить оценивание («это неинтересно», «это скучно»), вы обнаружите, насколько полнее и многограннее стал мир вокруг вас. Вы почувствуете себя спокойнее и радостнее.
Казалось бы, просто – удовлетворил потребность, разрядил эмоцию, снял напряжение. Но очень часто мы не осознаем, какова же наша истинная потребность, или не можем выразить чувства – нам мешают собственные запреты. Работа терапевта направлена на то, чтобы помочь осознать потребности и чувства и то, каким способом мы их реализуем.

Юлия, 35-летняя журналистка, пришла на очередную встречу после возвращения из командировки. Она рассказывала о том, какой тяжелой была дорога: вылет задержался на пять часов, условия в аэропорту были ужасными. Юлия говорила, что боится не справиться с трудностями, которые ее преследуют. А эта ситуация лишь подтверждала ее страхи. Рассказывая, она жестикулировала руками, словно давала чему-то отпор. После того как терапевт обратил на это ее внимание, она с облегчением произнесла: «Да, я чувствую не страх, а сильную злость! Я не просто боюсь сломаться от неурядиц, а злюсь, что ситуация выходит из-под контроля». Что произошло? Классическое «завершение гештальта»: Юлия не только поняла, что кроме страха есть и другое чувство – агрессия, но и осознала лежащую за ней потребность – контролировать ситуацию.

психотерапия, психологическая помощь
Здесь и сейчас
Основная работа на терапевтической сессии обычно происходит в так называемом режиме «здесь и сейчас» – предметом внимания является процесс взаимодействия между клиентом и терапевтом. Ведь у каждого из нас есть свои устоявшиеся (часто неадекватные) модели поведения, способы реагировать на те или иные ситуации: кто-то обидится на реплику, на которую другой не обратит внимания, кому-то покажется смешным то, от чего другой заскучает. Терапевтическая сессия в этом смысле ничем не отличается от обычной жизни. Наблюдая за происходящим в отношениях с терапевтом, клиент получает возможность исследовать обычные, часто неэффективные способы взаимодействия с окружающими. И учиться более успешно действовать сначала в отношениях с терапевтом, а потом и в реальных жизненных ситуациях. При этом терапевтическая работа всегда остается в первую очередь встречей двух людей, каждый их которых имеет свой уникальный жизненный опыт. Как правило, мы видим любую ситуацию только со своей точки зрения, а когда к этому добавляется точка зрения другого человека, в данном случае терапевта, то возникает более сложная, объемная картина, что и приводит к новому пониманию ситуаций или завершению чувственных переживаний.

Возвращение к себе.
Каждый из нас имеет свою историю, свою судьбу, свой взгляд на мир и на себя в этом мире. Но в то же время все мы очень похожи: плачем от боли, смеемся от радости, переживаем восторг любви и муки ревности, испытываем нежность к новорожденному и страх перед смертью. Кроме того, мы — часть цивилизации, культуры, опыта предшествующих поколений. Мы как листья на кроне огромного многовекового древа: при непохожести индивидуального рисунка, питаемся соками из одного корня. То, что каждый из нас переживает в своей жизни, люди переживали и осмысливали задолго до нашего рождения. Память об этом сохранилась в мифах, легендах, сказках и символах — именно они отражают универсальный опыт предшествующих поколений, который может помочь любому из нас совладать с личной проблемой. Ведь миф не только рассказывает о похожей ситуации, он одновременно показывает, каким способом можно ее разрешить. Так считал Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) выдающийся швейцарский ученый и психотерапевт, который создал метод аналитической терапии.

Против течения
Кому это нужно
Юнгианская терапия эффективна при решении многих проблем: семейных, межличностных. Она помогает тем, кто переживает кризисную ситуацию, горе. Образность и метафоричность этого метода позволяют работать даже с очень маленькими детьми: с помощью образов и символов они легко выражают самые сильные и болезненные переживания. Юнгианские терапевты работают также с теми, кто страдает депрессиями, тревожными состояниями, неврозами, психозами.
Карл Густав Юнг был учеником Зигмунда Фрейда. Однако после долгих лет совместной работы они пережили болезненный разрыв из-за того, что их взгляды на психоанализ кардинально разошлись. Юнг предположил, что наша личность состоит из Эго (сознающей части психики), личного бессознательного, которое содержит вытесненные тягостные воспоминания и чувства, и из коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное — это общие для всех людей эмоциональные реакции и стереотипы поведения, которые проявляются у каждого из нас в виде архетипов. Эти универсальные модели и определяют наше мышление и поведение. Юнг соглашался с Фрейдом, что проблемы некоторых пациентов можно решить, работая только с личным бессознательным помогая им осознать вытесненные воспоминания, фантазии, чувства, связанные с индивидуальным опытом. Но чаще ему приходилось сталкиваться с тем, что какой-то сценарий словно держит человека в плену и воспроизводится во всех областях жизни: в общении с людьми, в работе, в отношении к самому себе. Например, жизнь пациента словно героический путь: для достижения цели он пробивается через многочисленные препятствия, постоянно одерживает победы (даже в самых обычных ситуациях), каждое достижение дается ему благодаря тяжелейшему труду. Таким образом на человека влияет один из архетипов. Юнг пришел к выводу, что в такой ситуации необходимо помочь клиенту понять, какой архетип держит его в плену, дать возможность увидеть его со стороны, чтобы освободить от его влияния. Иначе человек не сможет вступить на путь индивидуации (самореализации) и обрести свою Самость — стать самим собой, следуя своей природе, а будет бессознательно подчиняться коллективным нормам и стереотипам поведения. Между тем, освободившись от влияния архетипов, человек не потеряет связь с коллективным бессознательным, которая может обогатить его на пути обретения себя.

Юнг доказал, что у каждого из нас свой путь становления личности: нет общих рецептов развития, и наш внутренний закон во много раз важнее для нас, чем общественное мнение, преклонение перед авторитетами. Отойдя от Фрейда, он мучительно переживал их разрыв. Но именно это позволило ему создать новую теорию и новый метод психотерапии.

Обретение имени
28-летняя Екатерина обратилась к юнгианскому психотерапевту спустя год после замужества. Ее жизнь была вполне благополучна: любящий муж, интересная работа, друзья. Тем не менее она чувствовала себя подавленной и опустошенной. Она абсолютно растворилась в муже и ощущала, что как личность перестала существовать. Во время терапии Екатерина «вспомнила», что так же строятся и ее отношения с матерью: приходится угадывать ее желания и делать все, чтобы быть «хорошей девочкой». Позже выяснилось, что все, чем ей приходится заниматься, поглощает ее: она продолжает думать о работе по вечерам, постоянно прокручивает в голове разговоры с людьми или рабочие ситуации и старается мысленно исправить то, что не получилось.

Сюжет, который разворачивается в жизни Екатерины, напомнил терапевту миф о Деметре и Персефоне, и он пересказал ей его. Персефона была дочерью богини плодородия Деметры. В начале мифа она предстает беспечной девушкой, которая целиком зависит от своей матери, и у нее даже нет собственного имени. Ее похищает бог подземного царства Аид и берет в жены. Деметра заставляет Зевса вернуть ей дочь, которая, однако, не может больше полностью принадлежать матери: отныне две трети года она должна проводить с мужем. Как царица подземного мира она обретает собственное имя — Персефона. Этот рассказ, символический язык мифа позволил Екатерине увидеть нюансы своей жизни, понять, что ее переживания связаны с сильной бессознательной зависимостью от матери. Именно поэтому она пассивна в отношениях с другими людьми, боится проявить себя, постоянно анализирует то, как ее поступки скажутся на окружающих. Ее ложное «Я», состоящее из материнских предписаний, не позволяло ей стать самой собой, пробиться к истинному «Я» — источнику желаний и удовольствий.

Символ — связь с бессознательным
Как это происходит
Юнгианская психотерапия чаще всего проходит в форме беседы, лицом к лицу, продолжительность каждой встречи 45-50 минут. Терапевт предлагает клиенту говорить все, что приходит ему в голову, в терапии не существует запретных тем, и клиент может рассказывать об эпизодах жизни, чувствах, фантазиях, в которых он никогда никому не признавался. Терапевт поощряет клиента к любой творческой деятельности: рисованию, ведению дневника, написанию стихов. Используется все, что помогает человеку выразить себя и понять, что с ним происходит.

Встречи проходят один-три раза в неделю. Терапия может быть краткосрочной — сфокусированной на конкретной проблеме (10-20 встреч), и долгосрочной — до нескольких лет.
Трудно поверить, но внутренние конфликты, которые мы переживаем, ситуации, в которых оказываемся, отражены во многих символах и мифах, созданных задолго до нашего рождения. В них в емкой форме сохранен опыт поколений наших предков. И каждый современный человек может увидеть в них сюжет, который близок именно ему. Универсальные символы: крест, бабочка, дерево, чаша, лабиринт, звезда и т. д. — становятся важным инструментом в работе юнгианского терапевта, если они рождены самим клиентом (например, в сновидении). Ведь символы выражают то, что мы предчувствуем и готовы осознать.

Павлу 36 лет, успешный топ-менеджер, он неожиданно был понижен в должности. Признавая, что решение руководства было правильным, он чувствовал безысходность и подавленность. На терапии выяснилось, что каждый раз, когда Павел добивался успеха, он терял интерес к работе и начинал пренебрегать своими обязанностями. Поэтому начальство решило ситуацию изменить. Терапия продолжалась несколько недель, и вот на одной из встреч Павел рассказал о своем сне. Ему приснилась бабочка, летящая к огню и погибающая. По просьбе терапевта он начал давать ассоциации к слову «бабочка» — первое, что приходит в голову. Оказалось, что она прилетела из прекрасной страны, где без конфликтов и противоречий живут разные животные. Каждое существо может быть самим собой — спонтанно и свободно проявлять себя. Когда же бабочка попадает в наш мир, она почти сразу сгорает в огне: свободный полет чреват опасностями и гибелью. Этот символический образ помог (и терапевту, и клиенту) увидеть, что Павел боится добиваться успеха, который связан с бессознательной фантазией о том, что самовыражение, любые достижения обязательно должны привести к гибели. Потребовалась длительная работа, чтобы изменить это представление, и Павел увидел, насколько эта фантазия не соответствует действительности. Да, на пути взросления, достижения успехов с чем-то нужно расставаться, что-то отмирает в нас или в отношениях с людьми — ради рождения нового. Но успех в реальной жизни не приводит к гибели. Таким образом символ бабочки и показал проблему клиента, и стал ресурсом для ее решения.

Раненый целитель
Обучение юнгианской психотерапии — очень длительный процесс. Помимо теории и методики детально изучаются мифы, сказки, предания разных культур мира. Позже эти знания позволяют терапевту точнее понимать клиента и дают возможность увидеть в его проблеме общечеловеческие сюжеты. Одно из условий обучения — прохождение личной терапии. У юнгианцев есть понятие «раненый целитель» — оно означает, что терапевт сталкивается в своей жизни с теми же проблемами, с той же болью, что и его клиенты, но в ходе обучения и личной терапии он прорабатывает свои комплексы и конфликты и потому может лучше понимать других людей. По мнению Юнга, здоровый человек отличается от больного тем, что умеет из своих проблем вынести положительный урок, получить импульс для дальнейшего развития, а больной завязает в конфликтах. Цель юнгианской психотерапии состоит не только в том, чтобы решить проблемы клиента, но и в том, чтобы научить его извлекать уроки из преодоления препятствий, показать, что это делает его сильнее и ведет по пути становления личности.

Когнитивная терапия: мысли вслух
Каждый из нас воспринимает себя, окружающих людей и мир совершенно особенным, индивидуальным образом. И это сильно отличает нас друг от друга: мы не просто реагируем на цвет или звук, не просто автоматически регистрируем значение слов, которые слышим, но активно выбираем то, что важно только для нас. Например, воспоминания супругов об их знакомстве нередко звучат как рассказы о совершенно разных событиях: она помнит о том, как оба были одеты и о чем говорили в тот день, а он — как волновался и неловко себя чувствовал. Когнитивные психотерапевты считают: поняв то, как человек воспринимает и «обрабатывает» информацию, как формирует свойственный только ему взгляд на мир, можно определить, почему он сталкивается с конкретными психологическими проблемами. И, изменив образ мыслей, эти проблемы разрешить.

Игра ума… с реальностью
Кому это нужно
Когнитивная терапия эффективна при работе со многими личностными проблемами: тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями в установлении отношений, пищевыми нарушениями… Помогает тем, кто пережил насилие, стресс. Метод когнитивной терапии может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с семьями.
Выдающийся американский психолог Арон Бек (Aaron Beck), основатель когнитивной психотерапии, объединил в своем методе идеи психоанализа о влиянии бессознательного на наши мысли и поступки и бихевиористов* о том, что новому типу реакций на внешние события человека можно научить. Арон Бек считал: психологические проблемы возникают из-за того, что мы делаем неверные умозаключения, которые могут сильно искажать реальные события. Кроме того, каждый из нас не только воспринимает и оценивает ситуацию, но и мысленно непрерывно комментирует то, о чем думает, что чувствует. Такие комментарии Бек называл «автоматическими мыслями» и полагал, что они также могут быть источником наших переживаний и неадекватного поведения. Все страсти и болезненные эмоции возникают от неправильных умозаключений. Мы простраиваем причинно-следственные связи, но они — всего лишь игра нашего ума, и потому могут быть ошибочными. Дело не в том, что мир плох, утверждал Арон Бек, а в том, что мы видим его таким.

Сегодня когнитивная терапия Арона Бека — один из главных методов когнитивно-бихевиорального подхода в психотерапии, который эффективен в работе со многими психологическими проблемами.

Взглянуть по-иному
То, как мы мыслим, в итоге определяет то, что мы чувствуем, как относимся к себе и другим людям, как принимаем решения и как действуем. Например, обнаружив, что новый знакомый неразговорчив, одни объяснят это нежеланием общаться и откажутся от попыток наладить контакт. Другие воспримут молчаливость как свидетельство застенчивости и будут стараться ободрить собеседника. А третьи вообще не придадут значения тому, как говорит человек, а больше обратят внимание на его внешний вид. Если человек видит в ситуации только одну грань, выхватывает в потоке событий только привычные черты, это обедняет его жизнь, лишает свободы выбора и может привести к неприятным недоразумениям.

Этапы работы
Клиент вместе с психотерапевтом исследуют, при каких обстоятельствах проявляется проблема: как возникают «автоматические мысли» и как они влияют на его представления, переживания и поведение. Он учится смягчать жесткие убеждения, видеть разные грани проблемной ситуации. Домашние задания — упражнения, предлагаемые психотерапевтом, позволяют клиенту закрепить новые навыки. Так постепенно он учится уже без поддержки терапевта жить в соответствии с новыми, более гибкими, взглядами.

Когнитивная терапия, как правило, краткосрочна (от 5-10 до 24 сессий 1-2 раза в неделю). Количество встреч зависит от готовности клиента работать, от сложности проблемы и условий его жизни.
22-летняя Светлана чувствовала сильную обиду на всех, с кем общалась. Однажды свекор заметил: «Какая ты бледненькая!» Эти слова показались обидными: для нее они означали, что собеседник ее не уважает — «ведь с женщинами так не разговаривают». И в других ситуациях она обижалась каждый раз, когда думала, что к ней отнеслись без должного уважения. Продавец в магазине не улыбнулся, преподаватель не поставил зачет «автоматом» — Светлана словно специально искала, на что можно обидеться, и, разумеется, находила. Ей понадобилось несколько месяцев работы с психотерапевтом, чтобы перестать видеть в чужих поступках злой умысел и начать реагировать более спокойно.

Односторонняя интерпретация событий, искажения мышления, как правило, сопровождаются неприятными переживаниями — страхом, раздражением, обидой, чувством вины. Необоснованные обобщения: «Если друг обидел меня, значит, все мужчины — предатели» и поляризованное мышление: «Либо пан, либо пропал», (либо идеально хорошо, либо катастрофически плохо) ограничивают наше восприятие. Персонификация — еще один способ восприятия (когда человек принимает все происходящее на свой счет: «Она хмурится — это я что-то сделал не так…»), который делает жизнь невыносимой. В то же время, каждый из нас, избавившись от подобных стереотипов мышления, способен взглянуть на событие с разных точек зрения, увидеть его во всей полноте.

Откуда эта мысль?
В детстве, когда мы изучаем мир, некоторые выводы и связи становятся для нас наиболее важными и в дальнейшем определяют наши представления о том, как должны вести себя люди, как нам интерпретировать их поступки, как стоит поступать в тех или иных ситуациях. Когда эти убеждения слишком общи и категоричны (например, «Все люди должны быть добрыми» или «Если я не могу сделать лучше всех, то я неудачник»), они ограничивают свободу выбора, лишают нас возможности реально оценивать себя и окружающих людей и не позволяют нам быть самими собой. Когнитивному терапевту в своей работе важно понять: как, под влиянием каких событий, подобные убеждения сформировались? Для этого он анализирует прошлое клиента, в том числе его детский опыт.

Упражнение «Пятая колонка»
Проанализировав то, что с нами происходит в проблемной ситуации, мы можем научиться реагировать иначе.

Расчертите лист бумаги на пять колонок. В первой опишите суть проблемы, например: «Я боюсь выступать на публике». Во второй отметьте, какие чувства у вас возникают в этой ситуации (тревога, стыд). Постарайтесь уловить возникающие «автоматические» мысли («Я не умею говорить четко и внятно») и запишите их в третью колонку. В четвертой колонке напишите, на основании каких убеждений у вас возникли такие «автоматические мысли». Например, вы уверены, что «все люди смеются над теми, кто неуверен в себе». После этого занесите в пятую колонку соображения «против» — краткие и емкие высказывания, которые оспаривают утверждения из четвертой колонки. Например, «Если я и ошибусь, не случится ничего ужасного» или «Я в состоянии объяснить другим, чего хочу». Используйте эти утверждения как опору для нового способа интерпретации проблемной ситуаций. Повторяйте эти фразы про себя, чтобы остановить поток «автоматических мыслей».
32- летняя Марина физически ощущала себя очень хрупкой, тревожилась из-за любого, самого незначительного недомогания. В детстве она перенесла обычный набор детских болезней. Откуда же взялась тревога? Во время психотерапии выяснилось, что педиатр в поликлинике всякий раз встречал ее словами: «Тут у нас пришел букет болезней…» Со временем мама бросила работу и посвятила себя лечению дочери. Долгие часы, проеденные у врачей, бесконечное посещение процедурных кабинетов заставили Марину поверить в то, что она действительно тяжело и безнадежно больна. Однажды она услышала, как папа говорил, что хочет второго ребенка, а мама громко закричала: «Ты сошел с ума, у нас и так ребенок инвалид!» С таким представлением о себе она и жила. Ей удалось вновь обрести силы и почувствовать себя здоровым человеком лишь после того, как в ходе психотерапии она постепенно увидела свою жизнь иначе: Марина окончила математическую и музыкальную школы, потом — сложный вуз. Она смогла, наконец, отказаться от детских убеждений о своей болезненности и перестала игнорировать свой громадный энергетический ресурс.

Впрочем, наши убеждения могут быть весьма устойчивы (ригидны): в работе с когнитивным психотерапевтом мы не всегда способны их полностью изменить, но можем стать более открытыми к альтернативным идеям, научиться вести себя более гибко.

Разговор в открытую
Когнитивный терапевт с самого начала «играет с открытыми картами»: он не только обсуждает с клиентом его проблему, но и рассказывает о возможных ее причинах, о том, как с ней можно справиться. 44-летняя Екатерина, обратившаяся за помощью по поводу депрессии и уверенная в исключительности своей проблемы, по заданию психотерапевта стала искать сведения о знаменитых людях, страдавших от этого расстройства. В списке оказались чуть ли не половина классиков русской культуры. Этот факт ее позабавил, рассказывая о нем, она воскликнула: «Что-то многовато нас таких!» Осознание того, что ее случай не является экстраординарным, стало поворотным моментом в терапии и дало Екатерине возможность справиться с депрессией.

Терапевт — терпеливый и доброжелательный партнер — вместе с клиентом исследует, как неверная интерпретация событий порождает эмоциональную, физиологическую и поведенческую реакции, то есть, как возникает проблема. И прежде всего верит в то, что каждый человек способен взглянуть на ситуацию иначе.

Запас на будущее
Цель когнитивной терапии, по выражению философа Бертрана Рассела (Bertrand Russell), «освободиться от тирании ранних убеждений». Ведь они не определены биологически (как, например, цвет глаз), а значит, мы можем измениться, освоить новое поведение, стать более гибкими в восприятии себя и других людей. Конечно, нельзя вовсе исключить из жизни неприятные события и переживания. Задача когнитивной терапии именно в том, чтобы научить человека понимать, как он осмысливает ситуацию, интерпретирует ее, что замечает, а что игнорирует, почему такая оценка вызывает у него определенные чувства и действия. Это позволяет справляться с собой, не отрезая пути к решению проблемы, не лишая себя контактов с другими людьми.

*Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) одно из направлений в современной психологии, которое изучает поведение, реакции организма, возникающие в ответ на внешние стимулы.

Эриксоновский гипноз: путешествие в себя
Слово «гипноз» ассоциируется у нас с впечатляющими эффектами: магнетическим взглядом, директивными внушениями «усыпляющим» голосом, точкой, в которую надо пристально смотреть, блестящей качающейся палочкой в руке гипнотизера… На самом деле использование гипноза изменилось со второй половины ХIХ века, когда французский врач Жан-Мартен Шарко (Jean-Martin Charcot) начал активно применять классический гипноз в медицинских целях.

Кому это нужно
Эриксоновский гипноз помогает при самых разных проблемах – психологических и психосоматических. Метод эффективен при работе с фобиями, зависимостями, семейными и сексуальными проблемами, посттравматическими синдромами, нарушениями пищевого поведения.

С помощью эриксоновского гипноза можно работать и со взрослыми, и с детьми.
Эриксоновский (так называемый новый) гипноз – метод, связанный с именем американского психиатра и психолога Милтона Г. Эриксона (Milton G. Erikson). Страдая полиомиелитом, этот гениальный практик использовал самогипноз, чтобы успокоить боль, а затем начал использовать гипнотические техники в работе с пациентами. Разработанный им метод взят из жизни, из обычного повседневного общения людей. Милтон Эриксон был внимательным наблюдателем, умеющим подмечать тончайшие нюансы человеческого опыта, на основе которых выстраивал впоследствии свою терапию. Сегодня эриксоновский гипноз по праву считают одним из наиболее эффективных и изящных методов современной психотерапии.

Польза транса.
Милтон Эриксон считал, что любой человек способен погрузиться в это особое гипнотическое состояние сознания, иначе называемое «трансом». Более того, каждый из нас делает это ежедневно. Так, когда мы засыпаем (но еще не спим), перед нашим мысленным взором возникают всевозможные образы, которые погружают нас в мир, находящийся между явью и сном. Подобная ситуация может возникнуть и в транспорте: двигаясь знакомым маршрутом, в какой-то момент мы перестаем слышать голос, объявляющий остановки, погружаемся в себя, и время пути пролетает незаметно. Транс – это измененное состояние сознания, когда фокус внимания направлен не во внешний мир, как в обычной жизни, а во внутренний. Наш мозг не способен постоянно находиться на пике сознательного контроля, ему необходимы периоды расслабления (или же транса). В эти минуты психика работает по-другому: активными становятся структуры, отвечающие за интуицию, образное мышление, творческое восприятие мира. Открывается доступ к ресурсам внутреннего опыта. Именно в этом состоянии к нам приходят всевозможные озарения или внезапно находятся ответы на вопросы, над решением которых мы бились долгое время. В состоянии транса, доказывал Эриксон, человеку легче чему-либо обучиться, стать более открытым, измениться внутренне.

Во время сеанса эриксоновского гипноза клиент погружается в транс с помощью психотерапевта. В этом состоянии открывается доступ к мощнейшим внутренним ресурсам, содержащимся в бессознательном человека. В жизни каждого из нас есть и радость, и личные победы, о которых мы со временем забываем, но след этих событий навсегда сохраняется в нашем бессознательном. Этот универсальный позитивный опыт, существующий во внутреннем мире каждого человека, – своего рода собрание психологических моделей. Эриксоновский гипноз активизирует «энергию» подобных моделей и тем самым помогает разрешать проблемы.

Этапы работы
В большинстве случаев это индивидуальная работа с клиентом, но возможны и участие семьи, и групповая терапия. Эриксоновский гипноз – это краткосрочный метод психотерапии, обычный курс продолжается 6–10 сеансов. Психотерапевтические изменения наступают быстро, но для того, чтобы они стали устойчивыми, требуется проведение полного курса. Сеанс продолжается около часа. Его средняя стоимость колеблется от 1500 до 6000 рублей.
Память тела
Поводы, заставляющие обращаться за помощью к психотерапевту, часто имеют иррациональную природу. Например, можно сотни раз аргументированно объяснять человеку, боящемуся высоты, что лоджия его новой квартиры абсолютно безопасна, – он все равно будет испытывать панический страх: эту задачу невозможно решить рациональным способом.

42-летняя Ирина пришла к гипнотерапевту с загадочным недомоганием: в течение четырех лет каждую ночь в определенный час у нее начинались приступы кашля, иногда с удушьем. Ирина несколько раз ложилась в больницу, где ей поставили диагноз «бронхиальная астма». Несмотря на лечение, приступы продолжались. На сеансе эриксоновского гипноза, выйдя из состояния транса, она со слезами на глазах произнесла: «Ведь он меня душил…» Оказалось, четыре года назад она пережила насилие. Сознание Ирины «забыло» этот эпизод, а тело – нет. Через некоторое время, после терапевтической работы, приступы прекратились.

Терапевт-спутник
Стиль эриксоновского гипноза мягкий и недирективный. Этот вид психотерапии индивидуален, в нем нет отчетливой теории, для каждого клиента терапевт выстраивает новую конструкцию приемов – о Милтоне Эриксоне говорили, что его работа похожа на действия вежливого взломщика, методично подбирающего новые отмычки.

Во время работы терапевт, как и клиент, погружается в транс, но другого рода – более поверхностный и управляемый: собственным состоянием он моделирует состояние клиента. Терапевт, работающий методом эриксоновского гипноза, должен быть очень чутким и внимательным, филигранно владеть речью и возможностями языка, быть креативным, чтобы чувствовать состояние другого, и постоянно искать новые приемы работы, способные помочь конкретному человеку с его конкретной проблемой.

Быть внимательным
Специальные упражнения помогают терапевтам, работающим с помощью эриксоновского гипноза, лучше понимать своих пациентов. Их можно применить и в повседневной жизни.

Сидя в кафе, найдите столик, за которым сидят несколько человек. Если вы будете внимательно наблюдать за их мимикой и движениями, то заранее сможете сказать, кто из них поднимется первым.
Язык, с помощью которого вы общаетесь с людьми, должен быть им понятен. Представьте себе Людовика ХIV и объясните ему, как устроен автомобиль.
В течение нескольких минут постарайтесь припомнить во всех деталях те моменты вашей жизни, когда вы научились чему-либо важному.
Помимо обычной речи мы используем и невербальный язык (жесты, мимика), который тоже может много сказать о нас. В повседневной жизни (пробки на дороге, очереди и т. д.) понаблюдайте различное использование окружающими невербального языка.
Гипноз без гипноза
Во время сеанса психотерапевт также прибегает к особому метафоричному языку. Он рассказывает истории, анекдоты, сказки, притчи, но делает это особым образом – используя метафоры, в которых «прячутся» послания для бессознательного. Слушая сказку, клиент представляет образы героев, видит сцены развития сюжета, оставаясь внутри собственного внутреннего мира, живущего по своим законам. Опытный гипнотерапевт старается понять эти законы, рассмотреть «территорию» и в метафорической форме предлагает расширить «карту» внутреннего мира, включив в нее другие «земли». Таким образом он помогает преодолеть ограничения, которые сознание накладывает на наше поведение и поступки, в результате чего возникают проблемы. Терапевт предлагает несколько вариантов изменения ситуации, один из которых и будет выбран клиентом – иногда неосознанно. Интересно, что эффективной считается терапевтическая работа, в результате которой клиент считает, что изменения в его внутреннем мире произошли сами собой.

Арт-терапия: Искусство быть.
Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение… Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Выразить чувство
Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-е годы прошлого века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.

Лучше понять себя
У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Освободиться от зависимости
С помощью арт-терапии можно работать со своими зависимостями. Возьмите три листа бумаги: на первом нарисуйте свое состояние до возникновения той или иной зависимости; на втором – ощущения в момент, когда она вами овладевает; на третьем – то, что вы почувствуете, избавившись от нее. Не концентрируйтесь на том, что конкретно должно появиться на рисунке, – раскрепостите эмоции и попытайтесь изобразить свои чувства и ощущения. Затем на оборотной стороне каждого листа напишите несколько прилагательных, характеризующих ваше состояние в этот момент, например: «я тоскливый, потерянный» или «я веселый, легкий, светлый». Прочтите эти слова и внимательно посмотрите на свои рисунки – они дадут вам возможность увидеть то, что именно с вами происходит, и понять, что вы способны это изменить.

Проявить неосознанное
Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата работы имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

Открыть свой талант
Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру. Арт-терапия помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая жизнь».

Тренинг личностного роста. Импульс к развитию
Кому это нужно
Стремление к лучшей – наполненной, осмысленной и интересной – жизни знакомо каждому из нас. Поэтому работа над личностным ростом – вопрос не необходимости, а личного выбора. Тот, кто чувствует, что не использует свои ресурсы до конца, кто в какой-то момент теряет свои цели и не может найти новых, вероятнее всего, нуждается именно в личностном росте и профессиональной поддержке. Кроме того, личностный рост может быть естественным продолжением психотерапии.
Люди, события, книги, фильмы, про которые мы можем сказать: «Вот то, что изменило меня», играют в нашей жизни роль катализатора развития, позволяют найти в себе скрытые ресурсы, то есть способствуют нашему личностному росту.

Другой путь
«Личностный рост, или, другими словами, развитие личности, – это то, что неизбежно происходит с каждым из нас в процессе жизни, – говорит психотерапевт, ведущий тренинга личностного роста Адольф Хараш. – Любое событие, встреча с человеком – это шанс приобрести опыт, извлечь урок, открыть в себе новые способности. Все это и есть личностный рост, в идеале ведущий нас к мудрости».

Но не каждому выпадают на долю события, продвигающие в развитии, и не у всех получается самостоятельно понять их смысл. Научиться взаимодействовать с собственной душой, лучше понимать себя помогает тренинг личностного роста. «После 25 лет мы проходим через несколько психологических кризисов. Можно переживать их самостоятельно, но этот процесс часто оказывается очень трудным и долгим. Тренинги личностного роста помогают пройти через кризисы и дают возможность извлечь из них пользу для себя, для своего развития», – объясняет психотерапевт Дмитрий Шевченко.

Психотерапия для всех
Термин «личностный рост» появился в Америке в 60-е годы. В это время, названное «открытым десятилетием», изменилась идеология западного общества: демократию стали понимать прежде всего как признание ценности меньшинства – этнического, религиозного, сексуального. Отдельный человек, его уникальная личность стали предметом пристального внимания.

В это же время в психологии развивается метод групповой работы. «Психотерапия, бывшая до этого исключительно элитарным, кабинетным занятием (один на один), в прямом и переносном смысле «вышла на воздух», – рассказывает директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии Леонид Кроль. – Занятия проходили в парках и скверах. На этих групповых встречах (сессиях) люди общались друг с другом, танцевали, пели, рисовали, то есть выражали себя и свои чувства самыми разными способами». И сегодня на такие встречи приходят те, у кого велика потребность узнать себя, понять свои цели или обрести их, и те, кто готов воспользоваться профессиональной помощью и улучшить свою жизнь.

Источники и составные части
В основе психотерапевтической работы с личностным ростом лежат идеи гуманистической психологии. В противоположность фрейдизму психологи этого направления не считали влияние раннего детского опыта определяющим для личности человека. Абрахам Маслоу (Abraham Maslow), Эрих Фромм (Erich Fromm) и Карл Роджерс (Carl Rogers) исходили из предположения, что каждый человек испытывает потребность познавать себя и обладает потенциалом к непрерывному развитию, то есть к личностному росту. Поэтому роль психолога и психотерапевта заключается в том, чтобы помочь человеку узнать свои ресурсы и эффективно ими распоряжаться.

Как это происходит
Самый распространенный вариант: в течение 3–5 дней группа из 10–20 человек работает по нескольку часов. Некоторые группы встречаются один раз в неделю по вечерам в течение 2–3 месяцев. Продолжительность работы зависит от потребностей участников и от того, насколько быстро они достигают поставленной цели. Тренинг может быть организован по-разному, в зависимости от психотерапевтической ориентации тренера. Тем не менее есть и общие черты. Тренинг – это прежде всего общение ведущего с группой в целом и с каждым в отдельности, а также общение всех участников тренинга друг с другом. Новую информацию о себе и знание о том, как можно изменить свою жизнь, человек получает именно в результате взаимодействия, организованного особенным, специальным образом. Стоимость тренинга – от $20 до $40.
Чаще всего работа с личностным ростом проходит в рамках тренинга – группового занятия, которое ведет профессиональный психолог-консультант (или психотерапевт), тренер. В отличие от психотерапевтической группы, в рамках которой каждый участник решает свои особые психологические проблемы, работа в тренинге имеет всегда общую цель: это может быть тренинг уверенности в себе, или тренинг общения, или, как в нашем случае, тренинг личностного роста.

Сегодня тренингами личностного роста называют различные формы взаимодействия людей: собственно группы личностного роста (с небольшим количеством участников), сетевые (корпоративные) и массовые тренинги.

Группа личностного роста
Обычно ее посещают 10–20 постоянных участников. Каждый получает возможность в безопасных условиях и с помощью других людей исследовать свой внутренний мир, узнать свои сильные и слабые стороны и проработать отдельные психологические проблемы. Ведет тренинг профессиональный психолог или психотерапевт. Главная его задача – обеспечить атмосферу, в которой любой участник почувствовал бы себя комфортно и смог установить с другими принимающие отношения, способствующие развитию каждого.

Сетевой тренинг
Обычно его предлагают своим сотрудникам компании, практикующие прямые продажи (от человека к человеку), организованные по сетевому принципу (например, так продают некоторые марки косметики). Под девизом личностного роста тут чаще всего скрывается коммуникативный тренинг (или тренинг продаж). С помощью ролевых игр участники осваивают элементарные навыки общения, тренируют способность выдерживать давление, учатся оказывать влияние на других людей. Сетевой тренинг имеет отношение к личностному росту только в одном, узком смысле. Каждого сотрудника компания убеждает в том, что он принадлежит к избранным, а личностный рост считается главным условием профессионального успеха. «Работа в сетевых компаниях многим дает возможность реализоваться профессионально. И в этом смысле такая работа действительно способствует личностному росту», – считает Леонид Кроль. Участвуя в сетевом тренинге, необходимо отдавать себе отчет, что его эффективность для отдельного человека может быть невысока, ведь не учитываются его индивидуальные цели и особенности.

Массовый тренинг
Его активно продвигают тренинговые центры, работающие по принципу пирамиды: приведи друзей – и получишь скидку. Тренинг состоит из нескольких ступеней, проходя которые человек получает скидки по оплате и возможность войти в число избранных – вместе с тренерами, ассистентами и продвинутыми участниками.

В работе одновременно участвуют от 50 до нескольких сот человек. Эффективность любого тренинга зависит в том числе и от количества участников, с их увеличением она снижается. Поэтому возлагать надежды на серьезные изменения в результате такой работы не стоит. Массовый тренинг удовлетворяет прежде всего потребность человека чувствовать себя членом некоего особого сообщества. Это прежде всего шоу, цель которого – внешний эффект, красота действия, личностного роста при таких условиях достичь трудно. Побочным эффектом участия в таком тренинге может быть сильный эмоциональный спад по его окончании, с ним не каждый может справиться самостоятельно.

Как сделать правильный выбор
Прежде всего надо определить, какая форма работы вам больше подходит. Расспросите знакомых, имевших похожий опыт. Возможно, лучшей для вас окажется индивидуальная работа с психотерапевтом.

Качественные тренинги личностного роста проводят специализированные центры, практикующие психотерапию и психологическое консультирование. Ведущий тренинга личностного роста обязательно должен иметь психологическое образование и сертификат по одному или нескольким психотерапевтическим методам работы.

Бесплатных тренингов личностного роста не существует. Почти наверняка его участников попытаются убедить пройти следующую, платную ступень тренинга. Не стоит доверять и тренингам, которые стоят неадекватно дорого или построены по принципу пирамиды.

Коучинг: путь, ведущий к цели.
В жизни бывают моменты, когда мы ищем человека, способного помочь справиться с трудной ситуацией, определить цель и подсказать верный способ ее достижения. Как правило, мы рассчитываем на поддержку близких и друзей, но сегодня в нашем распоряжении навыки и опыт профессиональных коучей. Они помогают людям обустраивать жизнь, разрешать конфликты в семье и на работе, добиваться профессионального успеха – словом, жить полной жизнью.

Интерес к коучингу в России быстро растет: этот вид услуг предлагают тренинговые и консалтинговые компании, психологические центры едва ли не во всех крупных городах. «Захотел – поставил цель – добился» – такая формула не только подкупает своей прямотой, но и вызывает закономерный вопрос: неужели все так просто?

Терапия для здоровых
Английское слово coach переводится буквально как «тренер», «наставник» – тот, кто ведет к результату, к победе. Многие годы идеи коучинга развивались в мире спортивных достижений. Именно здесь были сформулированы его принципы: концентрация на своих возможностях, а не на прошлых ошибках; раскрытие потенциала человека для достижения им наилучших результатов. В конце прошлого века коучинг как практический метод пришел в бизнес. Основным направлением работы коучей стало развитие лидерских качеств, которые позволяют в бизнесе рождать идеи и вдохновлять ими других людей, и вот теперь коучинг пришел в сферу индивидуальной помощи, началось развитие «жизненного», «персонального» направления – lifecoaching.

Кому это нужно
Метод жизненного коучинга помогает тем, кто решает конкретную жизненную задачу, стремится взять определенную планку: сдать экзамены, уладить конфликт... Коуч - не эксперт по жизни, а внимательный и квалифицированный собеседник, который помогает уточнить цель, принять верное для данных обстоятельств решение, выработать эффективную и гибкую стратегию поведения для подобных ситуаций в будущем.
К коучу обращаются, когда субъективно переживают ощущение «потолка», остановки, потерю жизненного запала, обращаются те, кому важно развиваться дальше. И «жизненный» коучинг обещает им помощь. Этот метод подходит для очень разных людей, – именно отсюда возникает его парадоксальное определение – «терапия для здоровых».

Цель – результат
С точки зрения клиента, самая сильная сторона коучинга состоит в ориентации на быстрый и ощутимый результат. Однако в этом же заключена и главная причина уязвимости этого подхода: хорошо известно, что даже локальные сложности – например, неспособность поменять жилье или работу – зачастую скрывают под собой глубинные проблемы, корнями уходящие в прошлое человека. Жизненный коучинг не работает с прошлым (как это делает психотерапия), он сосредоточен на моделировании будущего, – главная задача формулируется так: «Что сделать, чтобы добиться поставленной цели?, а не «Почему я не могу достичь желаемого?».

Коучи не предлагают игнорировать прошлое, для них оно – своего рода исходная позиция: как я – такой, каким меня сделали моя природа и мой уникальный жизненный опыт, – могу жить и действовать дальше в данных обстоятельствах? «Психотерапия позволяет лучше узнать себя, однако глубинные изменения не всегда предполагают внешние перемены в поведении или образе жизни человека, – считает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. – Жизненный коучинг, напротив, нацелен на быструю коррекцию поведения, но не воздействует специально на глубинные травмы, мешающие двигаться вперед. Это два разных, взаимодополняющих подхода».

Иногда новый метод сравнивают с краткосрочными видами психотерапии: транзактным анализом, гештальттерапией, психологическим консультированием. Однако они принципиально отличны. Вместо психотерапевтической задачи «помогите разобраться», вместо исследования проблемы, ее причин и механизмов, жизненный коучинг решает задачу «помогите достичь», позволяет человеку с учетом его трудностей добиться нужного результата.

Коучинг существует на стыке тренинга, психологического и бизнес-консультирования, – и это не просто «три в одном», а сплав особой ценности, позволяющий одновременно достигать одухотворенности и практичности, в нужной пропорции затрагивая соответствующие струны человеческой психики.

Как поставить цель?
Осознать и ясно сформулировать цель помогает метод, разработанный американским коучем Робертом Дилтсом (Robert B. Dilts). Для этого нужно сделать шесть шагов, ответив на шесть вопросов.

«Что я хочу изменить?»
Легче идти от противного. («Я хочу перестать волноваться, выступая на публике».)
«Какое состояние противоположно этому?»
Уточните свою цель. («Я хочу говорить уверенно, вызывая в людях заинтересованность».)
«Кто сумел достичь этого?»
Есть люди, чей образ вдохновляет. («Я хочу говорить так же убедительно, как мой отец».)
«Какие свойства я смогу проявить, когда достигну этого?»
Опишите их. («Я хочу легко подбирать точные слова и ясные аргументы».)
«Какие качества я хочу развить?»
Задействуйте свои ресурсы более активно. («Я хочу стать более убедительным».)
«Если бы я уже достиг своей цели, как бы я действовал?»
Представьте эту ситуацию и уточните детали. («Став хорошим оратором, я бы говорил медленнее и делал смысловые паузы».
Если итоговая формулировка цели позитивна («быть хорошим оратором» вместо «не быть занудой»); если она развивает ваши способности и сочетается с другими жизненными ориентирами, то это та цель, к которой можно смело начать движение.

Подводные камни
Несмотря на растущий спрос на услуги коучей, их работа подвергается критике с самых разных сторон. Основная претензия состоит в том, что жизненный коучинг – не имеющая четкого определения и никем не контролируемая дисциплина. «Увлечение этим методом привело к появлению наспех обученных «специалистов», которые не оправдывают ожиданий клиентов», – считает британский бизнес-консультант, один из создателей метода в бизнесе Джон Уитмор (John Whitmore). «Сам термин «коуч» оставляет неопределенным уровень образования и подготовки специалиста, которому мы доверяем свою жизнь, работу, карьеру, отношения с другими, высок риск того, что, работая с коучем, мы услышим советы человека, сделанные лишь на основе его собственного жизненного опыта.

Этапы работы
Коучинг проходит в несколько этапов. На первой встрече клиент рассказывает о том, чего он хочет достичь. Коуч помогает уточнить цель (иногда оказывается, что истинная цель совсем иная). Устанавливаются правила взаимодействия и продолжительность курса. При следующих встречах анализируются препятствия на пути к цели, ресурсы; формулируются стратегия достижения и конкретные шаги. Клиент самостоятельно реализует намеченное и время от времени обращается к коучу за поддержкой. Продолжительность работы зависит от запроса клиента: от одной встречи до нескольких месяцев, при общении раз в неделю или раз в три месяца. Первая встреча всегда очная, а затем общение может идти по телефону, интернету. Стоимость часовой встречи – от $50 и выше.
Жизненный коучинг действительно рекрутирует специалистов из тех, кто «сам себя сделал», сумел достичь своих жизненных целей, понял, как он это сделал, и теперь готов помочь другим найти собственный способ изменения жизни, но, чтобы получить право именоваться коучем, человек должен пройти серьезную подготовку и иметь соответствующие дипломы, сертификаты, свидетельства, подтверждающие его образование. Как правило, базовое образование жизненных коучей – психология, педагогика, медицина.
Как же не ошибиться? Смотреть, спрашивать, интересоваться рекомендациями окружающих, прислушиваться к себе, своей интуиции, субъективным первым реакциям. Быть готовым поменять коуча и уйти пусть и с небольшим, но позитивным опытом».

Возможный вариант
Для многих психотерапия остается вещью недостаточно понятной, а потому не вызывающей доверия. Более того, сформировавшееся в советское время представление о том, что психически здоровый человек не нуждается в услугах психотерапевта, зачастую не позволяет нам прибегнуть к помощи профессионала даже тогда, когда мы ощущаем в этом необходимость. Возможно, именно эти особенности национальной ментальности стимулируют интерес к жизненному коучингу – методу, главными свойствами которого являются энергичный прагматический подход и отсутствие медицинских ассоциаций. Однако возможности коучинга не стоит переоценивать – заменить психотерапию ему не под силу. Коучинг не прорабатывает психологические проблемы как таковые, – психотерапевт тонко подстраивается к клиенту, улавливая малейшие движения его души, а коуч ставит акцент на осуществлении задуманного и не вдается в подробности, которые во многих случаях и являются ключевыми.

Метод коучинга полезен главным образом в профессиональной сфере: он помогает топ-менеджерам лучше понимать себя, мотивировать и поддерживать своих подчиненных. Полезен он и тем, кто находится в начале карьерного пути и хочет развить в себе качества, которые позволят максимально эффективно проявить себя. И, конечно, коучинг не должен подменять уже существующие профессиональные направления помощи человеку, в частности психологическое консультирование. Главное – убедиться, что перед вами опытный профессионал, имеющий специальные знания и способный помочь именно вам.