Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Самоанализ и самооценка

Самоанализ и самооценка

Нежелание брать на себя ответственность, неумение хранить чужую тайну, привычка все откладывать на потом - многие особенности собственного поведения и общения с другими нам обычно хорошо известны, однако мы уходим от необходимости размышлять, а стало быть, и решать уже осознанную проблему. Но почему? Ведь разбираться в ней, анализируя себя, и нужно, и важно.

Независимость людей, осознанно выбравших одиночество, часто свидетельствует о силе их характера — при условии, что они время от времени все-таки общаются с другими. В противном случае их погруженность в себя граничит с социофобией (страхом общения) и провоцирует внутренние конфликты.

Боязнь «разоблачения»
Советы постороннему
Он (она) говорит, что предпочитает одиночество? Присмотритесь повнимательней: насколько комфортно этому человеку? Иногда такие слова скрывают глубинную потребность в общении и страх сделать первый шаг. С уважением отнеситесь к границам другой личности, не вторгайтесь в личностное пространство. Но, если человеку необходима поддержка в общении, вы можете ему помочь. Пригласите его в гости, предложите сходить куда-нибудь в выходные. Будьте тактичны: такие люди очень ранимы. Расскажите о собственных страхах и приступах застенчивости, это позволит ему расслабиться и увидеть, что он не одинок в своих переживаниях. Дайте понять, что он вам интересен, что вы испытываете дружеские чувства и верите в его способности, и делайте это без тени сомнения, чтобы действительно ободрить его.
Андрею 32 года, он веб-дизайнер. «В моей жизни были периоды активного общения с людьми, но я не встречал тех, с кем мне было бы интересно, а вот другие не раз пользовались моими идеями, рассказывает он. Сейчас почти все мои контакты — виртуальные, потому что после реального общения я чувствую себя опустошенным». «Такая позиция — своеобразный защитный механизм, который помогает справляться с ощущением неудовлетворенности и тревогой, нередко он возникает еще в детские годы». Если родители внушали ребенку, что он самый умный, сильный и вообще самый-самый, то уже во взрослом возрасте у человека нередко возникает комплекс несоответствия ожиданиям: каждая встреча с другими людьми порождает боязнь обнаружить свою обыкновенность, страх «разоблачения». «Такие люди склонны винить в своих неуспехах других, и не решаются задать себе вопрос: «Почему это происходит со мной? Что я делаю не так?»

Последствие травмы
Склонность к уединению может оказаться следствием травмирующих воспоминаний.
Безоружность перед миром
Алексей, 34 года, литературный критик: «Я почувствовал себя нужным»
«Мои родители все время конфликтовали, а я уходил в свою комнату и начинал читать. Я чувствовал себя обделенным, и это мешало мне общаться со сверстниками: я не умел дружить, зато легко язвил, игнорировал окружающих и обижался. Я убеждал себя, что не нуждаюсь в других, но на самом деле страдал от одиночества. Встреча с любимой женщиной перевернула все в моей жизни: я научился отдавать и чувствовать себя нужным, у меня наладились отношения на работе, появились друзья. Теперь я ощущаю себя счастливым, и моя жизнь наполнена смыслом».
Исключительно замкнутый образ жизни нередко объясняется страхом перед другими людьми, обществом и миром — человек защищается от них, бравируя любовью к одиночеству. «Мир опасен, говорит 25-летняя Елена. Терроризм, кражи, ложь, предательство — со всем этим я сталкиваюсь каждый день. Только дома, в уединении, я чувствую себя в относительной безопасности». Однако никто из нас не может жить в абсолютном одиночестве, «Наша психика устроена таким образом, что для нашего развития нам необходимы впечатления. Эта особенность побуждает нас к общению с миром».

Неумение общаться
Умению общаться, конечно, необходимо учиться, Но важно понимать и другое: несмотря на то что человек социален, он одинок в рождении и в смерти. Значит, одиночество — это не индивидуальное явление, а объективный всеобщий факт бытия — независимо от того, осознается он нами или нет.
Наша жизнь начинается с младенчества, когда мы чувствуем себя одинокими, и во взрослой жизни время от времени нам необходимо возвращаться в это состояние, чтобы вновь почувствовать свою целостность».

Что делать?
Идти навстречу другим
Не избегайте людей, более того, возьмите на себя инициативу новых отношений. Сделайте первый шаг навстречу, пытайтесь установить контакт с теми, кто вам симпатичен. Помогите тому, кто просит вас о помощи. Поделитесь чем-нибудь с окружающими, например дайте посмотреть новый фильм или прочитать книгу коллегам по работе.

Повернуться к внешнему миру
Чем бы ни был обусловлен страх перед другими людьми, он всегда заставляет нас чувствовать себя мишенью чужих взглядов и мнений. Чтобы перестать беспокоиться по этому поводу, нужно прежде всего научиться не зацикливаться на себе: интересуйтесь другими людьми, задавайте им вопросы… Не торопитесь дистанцироваться, наоборот, присмотритесь к ним внимательней. Научившись ценить окружающих, вы почувствуете, что и вы для них интересны и ценны.


Я теряюсь в конфликтной ситуации
Сталкиваясь с резкой критикой или неожиданной реакцией на свои слова и поступки, некоторые люди словно впадают в ступор: не могут подобрать слова, краснеют, теряют контроль над ситуацией. Позже они долго и мучительно думают о том, что нужно было сказать, и ругают себя за то, что не сумели сделать этого вовремя. «Человеку необходимо компенсировать свое пассивное поведение, ведь на самом деле он знает адекватный ответ, – говорит нарративный психолог Екатерина Дайчик. – Но сожаление и досада заставляют вновь и вновь прокручивать в голове прошлую ситуацию, тем самым лишь усиливая ощущение беспомощности и душевного дискомфорта».

Советы постороннему
Человек, не умеющий давать словесный отпор, часто по многу раз прокручивает в голове те сцены, в которых оказался не на высоте. Поэтому, давая ему прямолинейные советы вроде «Ну и почему ты промолчал? Я бы на твоем месте обязательно сказал, что…», вы лишь еще больше расстроите такого человека и закрепите его низкую самооценку. Постарайтесь проявить максимальную деликатность, наводя его на размышления, но не предлагая готовых ответов. Можно задать такой вопрос: «Что ты ему ответил? А что бы хотел ответить?» Благоприятное воздействие нередко оказывают комплименты: в сочетании с общей благожелательностью и вниманием они могут помочь сомневающемуся в своих силах человеку поверить, что в следующий раз он будет способен реагировать по-другому.
Запрет на эмоции
«В момент конфликта мне практически никогда не удается сохранить самообладание, – признается 34-летняя Наталья. – У меня буквально перехватывает горло, а все силы уходят на то, чтобы не расплакаться». Собственное неумение вовремя подобрать правильные слова мы часто оправдываем неожиданным напором со стороны оппонента. Его эмоции парализуют нас, лишая возможности возразить по существу или потребовать изменения общего тона беседы. «Существует устойчивое представление, согласно которому воспитанные (интеллигентные) люди не должны выражать ответную агрессию, Такой запрет не позволяет человеку адекватно реагировать на конфликтную ситуацию и, как правило, передается из поколения в поколение». Однако, табуируя собственные эмоции и регулярно ставя себя в положение жертвы, мы невольно создаем благоприятные условия для формирования заниженной самооценки.

«Я нейтрализую обстановку с помощью юмора»
«В детстве, когда меня ругали, мне хотелось провалиться сквозь землю. Став взрослой, я часто испытывала нечто похожее на работе. Когда мне делал замечание кто-то из коллег, чувствовала себя как школьница: глотала слезы, злилась на себя и ни слова не могла сказать в свою защиту. Недавно я начала курс психотерапии и поняла, что моя главная проблема – в неспособности выражать свои чувства, в том числе и тогда, когда меня что-то не устраивает. Метод «лобовой контратаки» для меня неприемлем, поэтому я нашла для себя способ, более соответствующий моим наклонностями: теперь конфликтные ситуации я нейтрализую с помощью юмора и чувствую себя при этом намного увереннее».

Татьяна, 35 лет, маркетолог
Страх перед конфронтацией
Повышенная чувствительность нередко возникает в детстве, под влиянием семьи или социальной среды, в которой растет ребенок. «Если взрослые стараются любой ценой избегать конфронтации и сглаживать все острые углы, то, попав в трудную ситуацию, ребенок будет бессознательно копировать их реакции». Повзрослев, такой человек скорее всего не станет вступать в конфликты, опасаясь потерять работу, поссориться с коллегами или быть отвергнутым своим окружением.

Неуверенность в себе
«Ты говоришь полную ерунду!» Адресованные ребенку, такие слова взрослого становятся бессознательными установками и могут блокировать поведение уже зрелого человека. «Если кто-то начинает критиковать мои решения, я теряюсь и начинаю думать, что действительно ничего у меня не получится», – признается 37-летняя Людмила. «Неуверенные в себе люди бессознательно боятся любой критики, – комментирует Екатерина Дайчик. – Они ориентированы на внешнюю оценку и очень от нее зависят. Более того, многие из них не видят разницы между своей личностью и своими поступками. Часто это становится следствием распространенной ошибки воспитания: ребенку говорят «Ты плохой» вместо «Ты поступил плохо». И разорвать такой круг можно только при помощи ежедневной работы над собой».

Что делать?
Вызвать собеседника на объяснения
Предложите собеседнику объяснить свои слова (интонацию, поведение). Выражая свои мысли четко и спокойно, вы положите начало конструктивному разговору.
Учиться выражать эмоции
Вместо того чтобы подавлять свои эмоции, учитесь проявлять их открыто. Вам весело? Грустно? Скажите о своих чувствах. Когда придет время, сработает привычка и вам будет легче выразить свои чувства.
Говорить о себе
Не обвиняйте собеседника. Вместо «Из-за вас я растерялся» попробуйте сказать: «Я растерян». Такая формулировка не вызовет у собеседника чувства вины и желания занять оборонительную позицию. Взяв на себя ответственность за собственные чувства, вы переведете диалог в позитивное русло.
Прекратить рефлексию
Мысленное проигрывание одной и той же сцены не приносит ни удовлетворения, ни пользы. Вы только напрасно расходуете свои эмоциональные резервы. Если вас что-то задело по-настоящему, не оставляйте ситуацию неразрешенной. Вернитесь к состоявшемуся диалогу и поговорите с тем человеком еще раз, но уже с иных, более взвешенных позиций.

Я никому не доверяю
Одни люди склонны доверять окружающим до тех пор, пока не получат весомых доказательств их ненадежности и неискренности. Другие с самого начала предпочитают держаться настороженно. То и другое совершенно нормально: недоверчивость способна защитить психику человека от сильных потрясений, связанных с разочарованиями и обманом. «Однако бывает, что эта защита генерализуется, то есть начинает проявляться всегда и без разбору, – говорит когнитивный психолог и психотерапевт Алексей Луньков. – Тогда недоверие уже не защищает человека, а управляет им, обрекая его на одиночество и изоляцию». Недоверие может перерасти в социальную фобию, которая мешает человеку не только завязывать отношения, но и просто выходить из дому.

Советы постороннему
Бесполезно доказывать недоверчивому человеку, что вы не собираетесь его обманывать. Даже если каким-то чудом вам удастся убедить его в чистоте ваших намерений, малейший неверный шаг – и в его глазах вы окажетесь худшим из обманщиков. В то же время, игнорируя присущую этому человеку гиперчувствительность к чужой забывчивости или необязательности, вы лишь укрепите его невысокое мнение о людях.

Не стоит рассчитывать на то, что благодаря общению с вами недоверчивый человек привыкнет к несовершенству окружающих и постепенно научится реагировать более гибко и адекватно. Единственный способ победить его мнительность – каждый раз доброжелательно и максимально убедительно объяснять подлинные мотивы ваших поступков, которые так его огорчили.
Недоверчивость в наследство
Склонность к недоверчивости обычно зарождается в детстве. Дети всецело зависят от взрослых и попросту вынуждены доверять им. Однако стоит маме немного замешкаться и не откликнуться немедленно на зов, как ребенок начинает подозревать ее в недостатке любви к нему. Сердясь на мать, он приписывает ей собственное раздражение, закладывая почву для будущего недоверия. Австро-немецкий психоаналитик Мелани Кляйн (Melanie Klein), впервые исследовавшая этот феномен, считала, что подобного рода переживания естественны, если только они не подчиняют себе всю эмоциональную жизнь ребенка. Повзрослев, он сможет спокойно принимать двойственность своего отношения к окружающим: научится мириться с тем, что сиюминутное подозрение в адрес близкого человека вовсе не исключает доверия и любви к нему. Родителям следует проявлять осторожность: их собственные страхи, особенно поданные излишне эмоционально, могут усилить естественную склонность ребенка к недоверчивости. «Не стоит слишком увлекаться предостережениями вроде «Не верь всем подряд», – предупреждает Алексей Луньков. – Конечно, для безопасности ребенка подобные рекомендации необходимы, но озвучивать их нужно спокойно, избегая пугающих формулировок. Лучше сказать: «Будь внимателен, когда общаешься с незнакомцами», «Старайся быть осторожным».

"Я считал, что меня обманули"
"Моя беда в том, что я все по десять раз перепроверяю, ни на кого не могу положиться. Эта патологическая недоверчивость портит жизнь и мне самому, и моим близким. Я обратился к психотерапевту, и он помог мне выяснить истоки проблемы. Когда мне было 10 лет, меня привезли на "скорой" в больницу. Мне было очень страшно, а молодой доктор все время твердил: "Не бойся, малыш, все будет хорошо!" Операция прошла неудачно, я чудом выжил, а слова хирурга запомнились как жестокий обман. Теперь я пытаюсь осознать, что то был единичный случай, а вовсе не следствие из какого-то непреложного закона бытия. Я прохожу курс телесно-ориентированной терапии. Совершая простые жесты, например протягивая руку другому человеку, встречая и провожая его движением головы, я заново учусь раскрываться перед людьми, доверять им".

Павел, 34 года, заместитель директора компании
Излишний идеализм
Уже во взрослом возрасте тотальная недоверчивость может возникнуть на почве собственного неприятного опыта: подставил коллега, предал старый друг, обманул любимый человек... «Слишком недоверчивы те, кто идеализирует отношения между людьми и живет в плену своих иллюзий», – говорит Алексей Луньков. Избыточно требовательные к окружающим, они любую оплошность воспринимают как предательство. Негативный опыт приводит их к несправедливым глобальным обобщениям: «Он меня бросил, значит, все мужчины подлецы». Порой недоверчивость может стать навязчивой идеей: «Никто не достоин моего доверия – кругом одни враги». Однако, обвиняя других, мы нередко неосознанно пытаемся избежать неприятных мыслей о собственном несовершенстве.

«Отношения с другим человеком – это всегда риск, – продолжает Алексей Луньков. – Первое впечатление будет меняться, а нашим чувствам предстоит пройти серьезный тест на прочность. Но, чтобы осознать и принять этот риск, необходима уверенность в себе, иначе любая неудача станет поводом для отчаяния. Последовательный отказ от близких отношений, априорная уверенность в том, что нас окружают одни завистники и недоброжелатели, как правило, свидетельствуют об одном: нам просто не хватает веры в самих себя».
самооценка, самоанализ
Что делать
Определить причину
Неготовность доверять людям часто связана с нашим болезненным опытом. Детально восстановив его в памяти, мы поймем, что опасность исходила от одного конкретного человека, действительно злоупотребившего нашим доверием в прошлом, а вовсе не от всех людей в принципе.
Вспомнить о положительном опыте
В жизни каждого из нас были настоящие друзья, союзники, единомышленники. Вспоминая о хорошем, вы увидите относительность любой оценки: далеко не каждый встречный непременно завистник или злодей, а вы сами вовсе не обречены на роль жертвы.
Быть реалистом
Не все мужчины думают лишь о сексе, не всем женщинам нужны только деньги, не все начальники – бездушные эксплуататоры... Освободитесь от предрассудков и дайте другому шанс проявить себя с лучшей стороны. Возможно, человек, не способный хранить чужие секреты, окажется хорошим работником или отличным советчиком.
Не начинать с обвинений
Случается, что человек обманывает ваше доверие. Но всегда ли он сам осознает, какой вред нанес вам его поступок? Вместо того чтобы сразу обвинять его в дурных намерениях, лучше поговорить с ним начистоту. Специально ли он выдал секрет? Осознает ли он, что его постоянные опоздания причиняют вам неудобство? Доверие рождается в диалоге.

Я все усложняю
Советы постороннему
"Да брось ты!", "Не заводись", "Будь проще"… Такие советы изо дня в день слышат те, для кого жизнь - одна большая сложность. От этого легче им не становится, ведь они как раз сильнее всего боятся расслабиться и пустить все на самотек. Другое дело - предложить им провести время вместе: за ужином, на даче, в кино, на выставке. Если удастся заинтересовать человека, уговорить довериться вам, возможно, он получит удовольствие от неожиданного отдыха, о котором ему не нужно было заранее беспокоиться. Единственное условие: сюрприз нужно заранее продумать и организовать, чтобы он не вызвал дополнительной тревоги.
От простейших повседневных действий до масштабных планов на будущее – все становится невероятно сложным, когда человек зацикливается на мелочах. Попробуем разобраться, что стоит за этой неспособностью поступать просто.

“Машина никак не заводится. Что делать? Кого звать на помощь? А если это нельзя починить, придется менять машину? Значит, надо будет просить кредит... А если мне его не дадут, на чем я повезу семью на дачу? Ну почему жизнь такая сложная?» Вот так простая поломка автомобиля превращается в субъективно переживаемую катастрофу.
Некоторые из нас достигают в этом занятии совершенства. Любые житейские трудности видятся таким людям словно сквозь увеличительное стекло. Этот катастрофический ход мысли связан с представлением о том, что одна проблема неизбежно тянет за собой другую, та – еще одну, и так далее.

Управлять всем
Эти люди вечно перегружены делами, стремятся всем управлять, каждую ситуацию рассматривают в подробностях, все анализируют, стараясь заранее продумать последствия. Они не оставляют места ни малейшей случайности. Их цель – ни в коем случае не столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Однако нередко они теряются в обилии деталей.

Быть безупречным
Анжела, 49 лет, фармацевт
Мне всегда было сложно жить. В детстве я боялась играть, потому что представляла себе, какой от этого получится беспорядок. Когда была подростком, я уже за несколько недель до какой-нибудь вечеринки начинала думать, как мне одеться, как заранее успеть сделать уроки, с кем туда пойти, как себя вести и тому подобное… Часто в результате я вообще никуда не шла. Зато с учебой все всегда было в порядке, особенно в естественных науках. Уже потом, в университете, я познакомилась с одним человеком, который занимался телесно-ориентированной терапией. Благодаря упражнениям, которые он мне показал, я вздохнула свободнее, научилась не придавать большого значения обычным вещам. Теперь я знаю: все дело было в том, что меня воспитывали слишком строго. И я привыкла внешне всегда держаться идеально, а внутри я была постоянно напряжена.
Психоаналитики связывают такое поведение со стремлением к совершенству (перфекционизм), вызванным строгим воспитанием в детстве. Когда, например, ребенка приучают к гигиене, он понимает, что может доставить матери удовольствие, оставаясь чистым, или огорчить ее, если испачкается, и впервые ощущает свою власть над другим человеком. Если родители проявляют излишнюю требовательность, ребенок приходит к выводу, что его любят, только если он действительно безупречен. Взрослея, он продолжает вести себя именно так, но безуспешно, ведь безупречность означает, что под контролем надо держать и себя, и весь окружающий мир.

Страх разлуки
Неодолимое стремление все усложнять говорит также о страхе «завершения». Окончание любого дела или отношений для такого человека связано с переживанием одиночества, пустоты и даже смерти. Вместо того чтобы взглянуть на жизнь философски, он постоянно тревожится, бесконечно ищет и находит недочеты в своей работе, он делает все, чтобы отодвинуть невыносимый момент расставания с результатом своего труда, когда придется сказать себе: «Это закончилось».
Причины такой тревожности психоаналитики связывают с первым опытом разлуки, пережитым в детстве. До поры ребенок чувствует себя полностью слитым с матерью, и даже недолгая разлука с ней ранит его. Если по каким-либо причинам такие ситуации не были завершены, печаль от разлуки не растворилась в радости встречи, ласке и любви, тревога может сопровождать человека всю жизнь.

Оставаться ребенком
Еще одно объяснение: в панику склонны впадать люди, просто неподготовленные к столкновению с жизненными сложностями. Такая стратегия может быть свойственна человеку, которого в детстве слишком баловали и опекали, который привык, что всякое его желание немедленно исполняется. Повзрослев, он по-прежнему не способен взглянуть в глаза реальности, примириться с необходимостью прикладывать собственные усилия. Удобнее и безопаснее возвести задачу в ранг невыполнимых. Это происходит неосознанно: одна мысль о возможных сложностях автоматически вызывает бесконечную цепочку рассуждений и переживаний. В результате человек находит успокоительное объяснение для бездействия: просто задача слишком сложна.

Что делать
Организуйте свое время
Чтобы не запутаться в массе дел, сортируйте их по степени важности и устанавливайте четкие сроки выполнения. Глядя на график, проще решить, в какой очередности браться за отдельные задачи. Это позволит вам по-новому распоряжаться своим временем, не впадая в панику.
Рассортируйте мелочи
Чтобы сосредоточиться на главном, начните с мелочей. Распишите их по видам, потом объедините виды в более крупные категории. А их тоже распределите по группам. В итоге останется небольшой набор задач.
Разделайтесь с пустяками
Вы собираетесь пригласить друзей на ужин. «Скольких позвать? А они понравятся друг другу? А как их рассаживать? Кажется, двое из них недавно поссорились…» Ну и что? Пустяковые переживания отступают перед этим вопросом, ведь он обнаруживает их иррациональную природу. Скажите себе: «Допустим, гости не поладят между собой – ну и что с того? Ко мне это не имеет никакого отношения».
Расслабьте мышцы
Чем больше вы суетитесь, тем более неразрешимыми кажутся проблемы и тем больше вы устаете. Чтобы разорвать этот порочный круг, надо научиться расслаблять тело и таким образом успокаивать эмоции. Научившись спокойно встречать трудности, можно лучше сосредоточиться на поиске решения. Попробуйте сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов или мысленно перенеситесь ненадолго в самое приятное воспоминание или мечту. Саморегуляции можно научиться и на специальных тренингах.

Поднимите свою самооценку.
Самооценка затрагивает все аспекты вашей жизни, все, что вы думаете, делаете и чувствуете, влияет на то, как вы взаимодействуете с другими людьми. Наши идеалы и ценности основаны на жизненном опыте.

Люди с низкой самооценкой часто имеют искаженное мнение о том, как другие люди видят их. Они фокусируются на собственных негативных аспектах, игнорируя свои хорошие качества. Неправильная самооценка приводит к чувству неадекватности или некомпетентности, когда они сравнивают себя с другими.

Вот четыре шага для поднятия вашей самооценки:

1. Составь список самоописания. Важно получить правильное самоописание и лучше всего это делать, описывая свои сильные и слабые стороны, используя следующие категории:

а). ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК.

Опишите свой рост, вес, комплекцию, цвет волос и прочие особенности вашего тела. Запишите, какая одежда подчеркивает ваши достоинства, а какая вам не идет.

б). КАК Я ОТНОШУСЬ К ДРУГИМ?

Какие положительные и отрицательные качества вы замечаете в других людях? Опишите, как вы взаимодействуете с другими.

в). ЛИЧНОСТЬ.

Запишите список всех ваших положительных и отрицательных личностных черт.

г). КАК ДРУГИЕ ВИДЯТ МЕНЯ?

Какие сильные и слабые стороны видят в вас окружающие?

д). ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ в повседневных делах.
е). ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ на работе и в школе.

ж). УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Включите ваши способности рассуждать и решать задачи, творческий потенциал, уровень общих знаний и область особых интересов.

з). СЕКСУАЛЬНОСТЬ.

Каким вы себя видите в качестве сексуального партнера?

2. Пересмотрите список ваших слабостей. Важно признать свои слабости.

Старайтесь не осуждать и не критиковать себя.

Используйте точные описания, например, вместо того, чтобы сказать, что у вас толстые бедра, напишите их точный объем.

Избегайте обобщений, например, если вы пишете, что вы покорны, уточните в какой ситуации это верно.

Сделав так, вы обнаружите свои дополнительные сильные стороны, о которых раньше даже не подозревали.

3. Пересмотрите список ваших хороших черт. Добавьте к вашему списку дополнительные сильные стороны, которые вы обнаружили, пересматривая список слабостей.

Составьте список ваших личных достижений и чувств, связанных с этими достижениями.

Прочитайте список ваших сильных черт и попытайтесь найти другие, которые вы могли пропустить.

Подумайте о чертах, которые вас восхищают в знакомых вам людях, и запишите их на отдельном листе бумаги. Просмотрите этот список, обдумывая каждое качество. Подходит ли какое-нибудь из них вам? Вы можете быть удивлены, обнаружив, что многие из этих характеристик, которые вы цените в других, уже есть в вашем личном списке. Если вы обнаружите некоторые из этих черт в себе, но их нет в вашем списке, добавьте их.

Ваш личный список сильных качеств закончен, теперь необходимо переформулировать его в законченные предложения. Обязательно уделите этому время и напишите максимально много. Вы потратили так много лет, обдумывая свои слабости, теперь пора обратить внимание на свои сильные стороны.

4. Составьте новое описание себя. Этот шаг предполагает сочетание ваших сильных и слабых сторон с точным и объективным описанием себя.

Читайте это описание каждый день.

Выбирайте положительные моменты из своего описания и повторяйте их 10 раз в день.

Две вещи, которые наилучшим образом помогут вам поднять самооценку:

1. Будьте среди людей, которые помогают вам относится к себе хорошо.
2. Хорошо питайтесь и развивайтесь физически.