Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Эгоизм

Эгоизм

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.

Психологи считают, что эгоизм присущ всем психически здоровым людям. Эгоизм – это не плохая или хорошая оценка, а свойство характера, которое может быть развито в большей или меньшей степени. А потому нелепо осуждать кого-то за наличие эгоизма: осуждать можно лишь ту степень, в которой он проявляется. В числе его проявлений есть сверхэгоизм (я – все, остальное – нуль), эгоизм-самоуничтожение (я – ничто, посмотрите какое я ничтожество) и здоровый эгоизм (понимание своих и чужих потребностей и их согласование с пользой для себя). Прежде чем обратить внимание на здоровый эгоизм, поговорим о «больном». То есть, по аналогии с гипервитаминозом, гиповитаминозом и авитаминозом, больной эгоизм можно условно разделить на гиперэгоизм, гипоэгоизм и анэгоизм.

Гиперэгоизм
Его можно назвать сверхэгоизмом. Очень часто сочетается с крайними формами эгоцентризма и нарциссизма, когда человек не способен осознать, что голубой шарик вертится не только для него. Причин формирования гиперэгоизма огромное множество – от балования ребенка в детстве до неуверенности в себе, вызванной дефицитом любви и внимания.

Стоит присмотреться к мотивам и поступкам друга, если он:

ходячая иллюстрация выражения «цель оправдывает средства»
требует уступок от других, но сам не готов идти на компромисс
систематически переводит любую тему на обсуждение себя любимого
отрицает даже возможность своей неправоты, постоянно сомневаясь в чужой правоте
навязывает окружающим свое мнение
требует компенсации за любое свое действие
старается выходить из сложных ситуаций за счет других
делает только то, что ему принесет пользу в ближайшем будущем
плевать хотел на все, кроме своей драгоценной персоны
Последствия
Те, кто любит в сердцах посетовать, что жутким эгоистам хорошо живется, могут утешиться. В межличностных отношениях действует нечто, сильно напоминающее законы физики. По крайней мере, сила противодействия не заставит себя долго ждать: гиперэгоист рано или поздно столкнется с отчуждением. Окружающие поймут, что в отношениях с ним не стоит заходить дальше поверхностных контактов, в коллективе их не любят, а «второй половине» игра в одни ворота тоже рано или поздно надоедает.

К этой ужасной картине надо сделать одну поправку: до того как на эгоиста обрушатся всевозможные беды, он успевает основательно подпортить жизнь окружающим. И если возлюбленные могут разочароваться и уйти, а родители зачастую сами виноваты в том, что их чадо выросло именно таким, то сильнее всего страдают дети эгоиста. Именно они потом ведут упорную борьбу с комплексами и психологическими травмами, нанесенными эгоистичным родителем.

Лечение
Бороться с чужим эгоизмом – занятие неблагодарное. Проще всего минимизировать контакты с гиперэгоистом и не давать ему отравлять вашу жизнь. Насильственное лечение здесь редко помогает, поскольку «заметить соринку в собственном глазу» такой человек не в состоянии. Изменить ситуацию может сильный стресс. Особенно, если удар будет нанесен тем же оружием – абсолютным игнорированием интересов эгоиста в важных для него вещах.

Если рубить сплеча не хочется, можно пробовать договориться. Вы высказываете, чем недовольны и предлагаете либо полный разрыв отношений, либо соглашение, которое определяет взаимные права и обязанности. Если эгоист поймет, что в случае отказа потеряет больше, чем вы, отношения могут наладиться.

Гипоэгоизм
В советское время очень ценились люди, воспитанные в духе «общественное важнее личного». И ведь правда: чаще всего человека со сниженным уровнем эгоизма любят окружающие – он готов прийти на помощь, выслушать, отодвинуть свои интересы на задний план. Но, как ни парадоксально, гипоэгоиста одновременно мало ценят как личность.

Кстати, не следует думать, что среди гипоэгоистов встречаются сплошь бодрые добряки. Часто под этой маской скрывается патологическая неуверенность, неприятие самого себя, невротическая потребность ослабить чувство вины перед другими, и неприязнь к окружающим за то, что ради них приходится чем-то жертвовать. Гипоэгоистам в жизни часто приходится нелегко из-за тщательно задавленных нереализованных желаний.

Но утверждать, что любой совершенно не эгоистичный человек глубоко несчастен, конечно, глупо. Если ему повезет с благодарным окружением, оно позаботится о хорошем, но непрактичном товарище.

Последствия
Впечатлительного и не умеющего вовремя заявить о себе гипоэгоиста частенько постигает глобальное разочарование в жизни. Он может впасть в тяжелую депрессию из-за нереализованных желаний и несправедливого отношения окружающих. Кстати, очень часто у обделенных эгоизмом родителей вырастают дети-сверхэгоисты. Баланс восстанавливается, но догадайтесь, кто пострадает сильнее.

Лечение
Здесь крайне важна чужая помощь, толчок извне, который поможет человеку осознать собственную ценность. Кстати, как только вчерашняя жертва понимает, что жить ради себя – это не грех, а вполне достойное занятие, окружающие начинают указывать, что она сильно изменилась не в лучшую сторону, и требуют, чтобы все было «как раньше». Важно не поддаться на это давление и дать понять окружающим, что возврата к прошлому не будет. Ведь еще в древнем Китае один мудрый человек говорил: «Наибольшее препятствие на нашем человеческом пути - это пренебрежение собственным «я»».

0% эгоизма
Анэгоизм можно отнести к области фантастики или тяжелых болезней. Психически здоровых людей, которые совершенно не заботятся о себе, не бывает. А это уже компетенция психиатров, куда нам вмешиваться не стоит.

Одним словом, жить хорошо без разумного эгоизма сложно. Ведь главное достоинство человека, обладающего здоровым эгоизмом - умение решать свои проблемы с учетом интересов других и грамотно выстраивать систему приоритетов.

Ваш эгоизм совершенно здоров, если вы:

отстаиваете свое право на отказ от чего-либо, если считаете, что это принесет вам вред;
понимаете, что ваши цели будут осуществляться в первую очередь, но другие имеют право на свой интерес;
умеете совершать поступки в свою пользу, стараясь не вредить другим, и способны пойти на компромисс;
имеете собственное мнение и не боитесь высказываться, даже когда оно отличается от чужого;
готовы защищаться любыми способами, если вам или вашим близким угрожает опасность;
не боитесь критиковать кого-то, но не переходите на грубости;
никому не подчиняетесь, но и не стремитесь контролировать других;
уважаете желания партнера, но не переступаете через себя;
не мучаетесь чувством вины, сделав выбор в свою пользу;
любите и уважаете себя, не требуя от других слепого обожания.

ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Противоположностью эгоизма является альтруизм.
Эгоизм обнаруживается в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. В этом плане эгоизм следует отличать от себялюбия, т.е. естественного чувства самосохранения и благоволения к самому себе. При себялюбии забота человека о собственном благе может не противоречить благу других людей и сочетаться со стремлением к благу других людей, к общему благу. «Эгоизмом» также иногда называют самомнение, или самодовольство, при котором благоволение к себе может осуществляться за счет других. Эгоизм неправильно смешивать с индивидуализмом (лат. individum – индивидуум, особь), т.е. такой позиции или принципа, в соответствии с которыми интерес индивида (в редких случаях семьи) признается приоритетным по отношению к коллективному (групповому или общественному) интересу; а его благо, свобода и личностное развитие в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения.

В разнообразии человеческих отношений эгоизм может проявляться по-разному. Во-первых, как «диктаторский эгоизм», который выражается в убежденности, что «все должны служить моим интересам». Во-вторых, как «эгоизм собственной исключительности», согласно которому признается, что «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне не выгодно». В-третьих, «анархический эгоизм», согласно которому «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится». Первые две формулы противоречат фундаментальным нравственным требованиям – золотому правилу и заповеди любви. С точки зрения золотого правила, в них, несомненно, нарушены принципы равенства и взаимности. С точки зрения заповеди любви, они допускают использование индивидом других людей в качестве средства в достижении собственных целей. Отношение к себе как к безусловной ценности при отношении к другим исключительно как к средству для достижения собственных целей представляет собой крайний эгоизм и, точнее, называется «эгоцентризмом». Третья формула «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится» может быть признанной в качестве морально приемлемой, но при определенной корректировке: она должна быть дополнена второй частью: «...если они не нарушают интересы других». В таком виде эта формула вписывается в нравственную норму «Не вреди».

В истории философии эгоизм как принцип и как характеристика общественных нравов неоднократно становился предметом заинтересованного внимания и поддержки. Действительная роль эгоизма как социального качества была отражена в учениях софистов, Т.Гоббса, утилитаризма, М.Штирнера. В общественной мысли Нового времени была выработана концепция так называемого «разумного», или «просвещенного эгоизма», согласно которой эгоизм, выражающий «подлинные» и «разумные» интересы человека
плодотворен, поскольку содействует общему благу.

В своеобразной форме разумно-эгоистическая схема нравственности была воспроизведена в некоторых эволюционистских теориях поведения человека, в частности, в концепции «взаимного альтруизма» (Р.Триверса), согласно которой альтруистическое поведение входит в личный интерес индивида.

Поскольку эгоизм представляет угрозу общим и общественным интересам, в рамках нравственности исторически вырабатываются различные социально-нормативные и культурные ограничители и противовесы эгоизму. Наиболее элементарным таким ограничителем является этикет как нормативно-эстетическая культура формального и статусного общения. Ограничивающим фактором индивидуального эгоизма являются и нормы внутригруппового поведения. В межгрупповых отношениях доминирование частных групповых интересов и исключительное попечение группы о своих интересах может вести к так называемому «групповому эгоизму». Принципиальное нормативное ограничение эгоизма обеспечивается основными моральными нормами и ценностями