Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Страх

Страх

Страх есть неприятное чувство ощущения риска или опастности вне зависимости от того реальны они или нет. Страх также описывают как чувство исключительной неприязни к какому - либо состоянию или объекту (боязнь темноты, боязнь приведений и т. д.). Страх представляет собой одну из основных эмоций.
Страх в жизни
Страх у одного человека может отличатся по степени от страха у другого человека. Иногда может выражаться в фобиях. Недостаточный самоконтроль может приводить к социальным проблемам, неправильному поведению и глупым и опасным поступкам.
Некоторые философы считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях.
Степени Страха
Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности. Испуг (Fright), Страх (Terror), Ужас (Horror), Мания преследования (Paranoia), Комплекс преследования (Persecution complex).
Два нейронных пути страха
Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них ответственный за развитие основных эмоций реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.
Быстрый путь
Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более более точно оценить ситуацию и ответить на опасность более точно. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как не реальные.
При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра замыкается на амигдаллярных ядрах Зрительного бугра вызывая эмоциональный ответ.
Длинный путь
При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдаллярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
При фобиях второй путь функционирует не адекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опастности.

Страх ответственности
Людей, избегающих обязательств, не желающих принимать решения, часто упрекают в малодушии, инфантильности или эгоизме. Но ведь необходимость за что-то отвечать действительно может оказаться мучительной или даже невыносимой. Почему?
Советы
Он не выполняет обещаний? Она меняет мнения как перчатки, не осознавая этого? Обличая таких людей в ненадежности и непостоянстве, вы лишь примете на себя роль их сурового «Сверх-Я». А ведь именно от его власти они отчаянно пытаются ускользнуть с помощью безответственного поведения.

Спокойно покажите своему собеседнику противоречивость его поступков, подвигая его к большей ответственности за свои слова. Возможно, его проблема в том, что с ним слишком долго обращались как с ребенком, с которого и спрос невелик; дайте ему понять, что вы не его папа с мамой и вам нужно иметь дело со взрослым, на которого можно положиться. И не стоит упрекать его в лености или недостатке честолюбия: в первую очередь ему нужно восстановить уверенность в себе, осознать собственную ценность.
Ответственность в профессиональной, семейной или моральной сфере, бесспорно, является источником стресса, – подчеркивает французский клинический психолог Режин Франкель. – Однако новые открытия в психобиологии, в частности работы Жерома Кагана (Jerome Kagan), исследователя из Гарвардского университета (США), показывают и другое. Примерно у 20% людей уже при рождении отмечаются нейрохимические особенности, делающие их гиперчувствительными и к стрессу, и к любым новшествам. Из-за наследственных факторов та часть их мозга, что управляет страхом, гиперреактивна и при малейшей тревоге «впадает в панику». В ситуациях, когда приходится обсуждать с другими свои действия, когда есть шанс подвергнуться осуждению, тревожность возникает у них слишком быстро и мощно. Отсюда естественное стремление избегать таких ситуаций».
Неспособность принимать на себя ответственность записана в генах? - как и любой другой аспект нашего поведения, она связана с различными факторами, в том числе и с этим.
Психология Страха Смерти
Именно это затаенное и глубинное чувство тревоги, таящееся в душевных недрах, делает человека человеком. Человек начинает жить подлинной жизнью, лишь осознанно принимая неотвратимость смерти. Свободно и достойно отказавшись от сопротивления, он обретает возможность жить в реальном мире. Мы же проследим, как люди отказываются от себя, как они стараются убежать от реальности, но и увидим, как можно, приняв этот страх, обуздать его, сделать своим союзником. Мы убедимся в том, что именно преодоление, а не отрицание страха смерти открывает перспективу осмысленной, полноценной жизни.

Чувство страха знакомо всем. Несмотря на это, природа тревоги и страха остается загадкой для психологов. Одни видят суть тревоги в беспомощности, другие описывают внутренний разлад, возникающий при угрозе безопасности, третьи отмечают дезинтеграцию личности при столкновении с противоречием. Так когда же человек боится? Прежде всего пугает неизвестность. Между нашим состоянием сейчас и тем, что с нами случится через минуту, существует разрыв; этот промежуток заполнен неопределенностью. Человек боится того, что его ожидает. Поэтому у некоторых людей возникает тяга к "уверенности в завтрашнем дне". Иногда все общество начинает тосковать по определенности и тогда начинаются разговоры о необходимости "сильной руки", что приводит к диктатуре под тем или иным обличием. Возможен и другой вид страха. Это так называемая тревога отделения: ребенок боится оторваться от матери, любящий боится потерять объект своего чувства, каждый боится быть выброшенным из мира, где все привычно и знакомо.

Противоположностью боязливости является решительность. Если мы решаемся мыслить последовательно и смело, мы приходим к выводу о том, что обречены на незнание того, что с нами произойдет. Что нас ждет впереди? Сбудутся ли наши желания? Произойдут ли перемены? Какими они будут? И как вообще сложится наша жизнь? На эти вопросы у нас нет ответов. Что нам известно о будущем? Оказывается, с полной определенностью мы можем знать только одно - все мы когда-нибудь умрем. Завтра или через несколько десятков лет, но это обязательно произойдет. И здесь наблюдается парадоксальность нашего восприятия мира. Страх рождается от неизвестности. Нам ничего неизвестно о нашей судьбе, кроме достоверного факта конца нашего земного существования. И эта абсолютная неизбежность вызывает в нас сильнейшее чувство тревоги, настолько сильное, что мы не можем его вынести. Мы предпочитаем неведение. Как можно ощущать себя, зная, что рано или поздно тебя не будет? Как жить, творить и действовать в мире, зная, что все закончится для тебя? Как общаться с людьми, зная, что каждый из них раньше или позже будет закопан в землю? Действительно, наука, культура, идеология не дадут нам ответов. Человек остается со смертью один на один. Ничто не спасает его, даже "глубокомысленные" рассуждения, типа "когда ты есть - смерти нет, когда смерть наступила - тебя уже нет". Не помогает, потому что в самой сердцевине человеческого существа саднящая рана - я умру. Одна современная духовная писательница заметила: "Смерть бьет человеческое существо в самую сокровенную его сердцевину так унизительно, так ужасающе радикально, что его спонтанной реакцией может быть только бегство (в мучение или презрение), которое 'спускает с цепи' всякое зло. Смерть ужасна. Она --злейший враг. Несмотря на все научные объяснения, смерть остается непостижимой. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со всей ее неизбежностью вызывает шок. В самой глубине личности открывается незаживающая язва. В первую очередь страх относится к собственной смерти. Смерть в газетах и по телевизору стала привычной. Подтверждается старая поговорка - 'Смерть одного - трагедия, смерть ста тысяч - статистика'. Может быть, так происходит потому, что к нашей способности сопереживать предъявляются слишком высокие требования".

Некоторые люди пытаются обмануть смерть. Одну старушку преследовал навязчивый страх, что она умрет во сне. Последние четыре года жизни она провела сидя на стуле и так умерла в свои 89 лет. Людовик XIV, король Франции, в последние годы жизни запретил придворным упоминать о смерти в его присутствии. Из-за того, что он жил слишком близко к кладбищу, он построил новый роскошный дворец в Версале. Туристы теперь любуются его великолепием, но смерть к королю все-таки пришла.

Осмысливая феномен тревоги, выдающийся мыслитель С. Кьеркегор приходил к выводу, что тревога начинается с момента ощущения себя человеческой личностью - "у зверей и ангелов тревоги нет". У животных существуют инстинктивные страхи. У человека аналогичную функцию выполняет своеобразное сужение сферы сознания. Большинство людей осознает только то, с чем они сталкиваются в своей "малой" жизни. Один школьный учитель сказал: "Ребята, если вы задумаетесь о бесконечности или вечности - вам гарантировано сумасшествие".
Перемены ведут к развитию .

страх, лечение страхов, помощь психолога, вопросы психологии


Страх - одно из основных чувств человека. Он естественен, а значит, необходим. Для развития. Его можно научиться преодолевать, и более того, им можно управлять. Главное - понять, чего и почему мы боимся.

Перемены пугают всех людей, потому что информации о "новом" мало, а неожиданностей и опасностей много. И когда приходят робкие мысли о возможности преобразований, нас начинает тормозить наша психика:

- мы боимся действовать;

- мы сомневаемся в собственных силах;

- мы беспокоимся за будущее.

Чтобы справиться с этими "грузилами", которые нам не дают, например, решиться на смену работы, надо взять в руки листок бумаги и подробно расписать следующее.

Плюсы и минусы такого решения. Например: "Если я поменяю работу, мне придется вписываться в новый коллектив (стресс - значит, минус); но зато, если мне это удастся, я стану более уверенным в себе (плюс), а также буду больше зарабатывать (плюс), сделаю шаг по карьерной лестнице (плюс) и получу новый профессиональный опыт (плюс)". Если плюсов наберется больше, чем минусов, значит, надо менять работу.

Опасности. Чем вы рискуете, если выходите на рынок труда для поиска новой работы? Можете попасть к мошенникам. Можно ошибиться и отработать три месяца в компании, которая по системе отношений и корпоративным стандартам вам не подойдет. Можно, наконец, искать работу не две недели, а два или три месяца. Когда риск осознан, к нему проще подготовиться: научиться распознавать недобросовестных работодателей, подобрать запасные варианты трудоустройства, накопить сбережения про запас или заручиться поддержкой друзей и близких.

План действий. Перечислите по пунктам, что вам предстоит сделать для того, чтобы поскорее выйти на новую работу. Установите для каждого мероприятия четкую дату и жестко придерживайтесь плана, например: "13 декабря - составить грамотное резюме. 14 декабря - отобрать вакансии. 15 декабря - сделать массовую рассылку резюме". Можете даже попросить кого-нибудь вас контролировать - отдайте этому человеку копию плана и отчитывайтесь за каждый сделанный шаг. Это не даст вам расслабиться и свернуть с пути.
А самое главное - возьмите себе за правило принцип: "Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть".
Психологи рекомендуют раз в 5-7 лет менять место работы. За границей же и вовсе считается естественным вместе с работой менять и место жительства. Дом выбирается по принципу близости к новой компании.
Страх поражения – это страх, что разрушится то, что мы спроецировали. Это страх нашей проекции, нашего желания, которое убежало в будущее и настроило воздушные замки. И теперь, когда это сделано, мы идем и боимся, что сейчас одним движением, одним словом, одним дуновением ветерка все будет разрушено.

Мы боимся смертельно, потому что до того, как событие произошло, мы уже его «нарисовали» в своем собственном уме. Как известный архитектор, мы создали воздушный замок из наших представлений и идей, и отработали в нем все - вплоть до мельчайших деталей, до ручек и замочных скважин, и уже, практически, приняли объект. И теперь, когда нужно идти и встречаться с каким-то событием, каким-то человеком, каким-то фактом нашей жизни, мы знаем, что сейчас, в одну секунду, все это может быть разметено на части. Поэтому человек так вздрагивает, так боится, так всего избегает - он сохраняет себя и свой самообман до последнего, чтобы никто не нанес ему поражение, не разрушил.

Какое поражение? Чему поражение? Поражение тому, что не существует? Мы должны приходить свободными от своих грез для того, чтобы видеть то, что есть, а не безумствовать по поводу того, чего нет, и сохранять то, чего нет. Но мы так не живем, потому что наш ум уже все заранее упаковал, настроил, создал и принял, и теперь остальному там просто нет места.

Мы говорим о любви, о том, что у нас глубокие чувства, что мы хотим быть вместе, но не имеем никакого понятия о том, что для этого к другому надо идти «босиком», «обнаженным», чтобы у нас ничего не было, никаких заготовок и проекций - пусть другой расскажет, пусть другой покажет, и мы все услышим, если в нас ничего нет. А из-за того, что мы все предварительно выстроили в своем уме, все является препятствием для того, чтобы слышать и видеть все так, как оно есть на самом деле.

Наши проекции ушли на уровень подсознания, в наше «подполье», и теперь мы воспринимаем все только через их призму. Как мы будем слышать то, что говорит другой человек? Он может намекать на то, что он не любит, что у него есть другая или у нее есть другой, но мы уже не услышим. Мы будем стоять, буквально, во сне собственных представлений и идей, потому что мы хотим сохранить собственную идею о себе.

Нужно иметь разум и видеть каждый момент таким, каким он есть на самом деле, чтобы потом не плакать, не «обдирать» себя и говорить, какая неудачная у нас жизнь, как нас все обманули. Все сообщено в каждый момент, ничего от нас не скрыто, вообще ничего, но мы сами закрываем глаза, чтобы не видеть, чтобы жить во сне собственных иллюзий и представлений.

Надо обучаться жить осознанно для того, чтобы иметь контакт с реальностью, и видеть только то, что есть, и, при этом, наслаждаться так, как никогда не наслаждались.

Страх любви возникает у людей очень заинтересованных в любви. Они связывают с любовью осуществление всей своей жизни и условия для великолепного, красивого, добротного существования. Они стремятся к любви, но подавляют это в подсознание. Из-за такого подавления и возникает страх любви.

Это происходит очень рано, еще в детском возрасте, когда у ребенка начинается процесс полового созревания. В этот период он читает соответствующие книги, смотрит соответствующие фильмы и становится взволнованным любовью. У него появляется надежда, что когда он подрастет, то обязательно встретит большую, красивую и счастливую любовь. Так вводится идеал любви.

Когда вводится идеал любви, все надежды этого ребенка связываются с любовью. Вводится такая вершина, которая никогда достигнута не будет. Ставка так высока, что любовь становится несбыточным наваждением, а идеал - прокрустовым ложем. Ребенок этого не осознает, это происходит на подсознательном уровне.

Идеал превышает все человеческие нормы, он слеплен из определенных образов, из определенных книг, из определенной поэзии, из определенных фильмов. Ребенок начинает подбирать, каким будет этот мужчина или эта женщина, какой внешности, какого размера, как будет одеваться, как пахнуть и так далее.

Это присуще тревожно-мнительным детям. До 7-ми лет они уже сформированы. Секс начинает их беспокоить где-то к годам 12-ти – 14-ти, а в промежутке, с 9-ти до 14-ти, они создают собирательный образ своего будущего возлюбленного или возлюбленной. Готовя себя к неземным радостям с другим мужчиной или женщиной, они отдаляются от самих себя, а все надежды на другого человека начинают расти и крепнуть.

Этот собирательный образ остается на уровне подсознания в виде идеала. С этого момента ребенок закрывается, защищается и чем недостижимей он создает идеал, тем обреченней он становится на нелюбовь. Идеал становится его защитой от жизни. Ребенок утрачивает свое простодушие, невинность, чистоту и закрывается таким способом, чтобы никогда не рисковать, чтобы никогда не ввести в свою жизнь человека другого, не идеального.

Теперь этот ребенок закрыт от других. Девочка, например, говорит: "Мне этот мальчик не нравится", то есть она предупреждает всех, что ей нравится только определенный тип мальчиков. Мальчик же предупреждает, что ему нравится определенный тип девочек. На самом деле, в них возникает страх - боязнь любви.

Такой ребенок демонстрирует себя, показывая свое равнодушие другим. У него еще есть время ждать, но напряжение, связанное с ожиданием любви, растет. При этом он сканирует и контролирует, как к нему относятся другие дети, особенно, если это красивые мальчики или девочки, и становится зависимым от их оценки. В связи с этим у него развивается тревожно-мнительный синдром. Он демонстрирует пренебрежение и равнодушие, никого к себе не подпускает, а сам мечтает и грезит о любви.

Из-за закрытости, этот ребенок везде усматривает равнодушие к себе. Теперь мир отражает его соответствующим образом, и он внутренне начинает испытывать боль. От нестерпимости душевной боли он становится еще равнодушнее, не проявляет себя, не развивается полноценно, не взрослеет и закрывается еще больше. Теперь он не верит, что любовь ему вообще когда-нибудь случится.

Однажды к нему приходит любовь. В определенном возрасте, другой мальчик или другая девочка говорит: «Я тебя люблю!». Но он не может открыться, он рад бы, он ждал, пусть не идеал, он так хотел, так мечтал, заглядывая во все глаза, но теперь… Он не знает что делать, у него нет адекватности, нет понимания, как поступить, он боится той боли, которую познал внутри самого себя.

Этот ребенок болеет душой. Теперь, он или категорически отказывается от отношений, боясь, что его бросят, или атакует другого. Если это девочка, и к ней подошел мальчик, она начинает демонстрировать пренебрежение, равнодушие, показывая, что не заинтересована в нем. В то же время, она внутренне цепляется за него и страдает, не зная как поступить, и не имея возможности открыться перед другим человеком, перед другим зеркалом. Эти дети попадают во внутреннюю трагедию.

Человек не может жить без любви, ему должен случаться большой опыт любви. А получается так, что уже взрослый человек, из-за нарисованного в детстве идеала не может ни с кем сблизиться. Во всем для него спрятано разочарование, всюду ловушки, везде закрытые двери. Он либо демонстративен, либо прячется, то есть сплошные крайние степени. Он не может открыться, так как знает душевную боль, и равнодушие по отношению к себе. И когда к нему приходит любовь, он не может согреться, потому что никто не соответствует идеалу, существующему в его подсознании.

Страх - это ядовитый коктейль из инстинкта и воображения.
А что мы знаем о том как 'работает' наш мозг?
Как он воспринимает реальный мир и позволяет правильно в нем ориентироваться. Давайте населим этот мир демонами, колдунами, приведениями, монстрами - и как нам в нем жить?
Человеческий опыт состоит из взаимодействия внешних стимулов и эмоциональных внутренних процессов.
Прежде всего, нужно, понять как вы сами или другие люди отражают в своем сознании окружающий мир.
Как они воспринимают все его многообразие и рисуют в своем воображении карты и схемы этого реального мира. Люди воспринимают реальность с помощью органов чувств, так что в основе нашего представления о мире лежит сенсорная информация.
Ощущения постепенно объединяются в образы, образы связываются между собой в единые представления об отдельных фрагментах окружающей действительности.
Так в сознании возникает модель мира, с помощью которой человек понимает его устройство и живет в нем. В этой модели, помимо образов, ощущений и чувств, определяемых реальностью, есть также логические образы фактов, знания, опыт и мысли.

'Если мы попробуем анализировать наши переживания, то мы перестаем их испытывать'.
Н. Бор.

И самое главное, что психологические переживания - составляющие 'центральный стержень' страха, вызывают физиологические и биохимические реакции организма. На пике переживаний, когда страх охватывает все сознание человека, последний теряет способность к нормальному логическому мышлению и адекватным действиям.
Как утверждают психологи, 'страх - это обучение с первой попытки'.
И вот этот прошлый опыт клиента, я учитываю для облегчения или изменения травматического опыта. Нужно исследовать симптом и изменять его, а не искать, что же за ним скрывается. Цель терапии - превратить поведение-симптом в такое поведение, которое будет выполнять позитивную функцию в дальнейшей жизни клиента. И не надо думать, что возможно 'очистить' человека от всех проблем на вечные времена. Напротив, нужно помочь человеку, чтобы тот сумел разрешить стоящую перед ним проблему и подняться на более результативный уровень функционирования в реальном мире. Необходимо создать ситуацию, которая требует от человека иного поведения и ведет к появлению нового жизненного опыта.
Ведь человек - это обучающий организм, который учиться через реальный опыт. Подобные техники дают клиентам уверенность в том, что они сами справляться с проблемой, если она возникнет снова. Для снижения этого влияния необходимо обратиться к прошлому опыту. Ведь когда-то он справлялся со многими не менее трудными и недостижимыми задачами. И этот опыт подсказывает, что в других случаях многотрудными тренировками и усилиями мог справиться с поставленной задачей.
И вспомнить это нужно в сенсорных образах, как бы заново переживая преодоление и достижение. Вновь почувствовать это сладостное чувство победы и успеха. Дать задание на вспоминание этих случаев.
И описание их в чувственных образах. Психолог не исследует ценности и резоны клиента, не пытается их обсуждать или пересматривать, он стремится лишь к углубленному пониманию и сопереживанию.
Человек всегда нацелен вперед, к росту и развитию, и задача психолога - поддерживать это стремление к самоактуализации, все большей независимости и свободе.
Психолог способствует самостоятельности в принятии решений, пробуждает чувство ответственности, при этом он не столько компетентен или умел, сколько личностно причастен к процессу трансформации и роста человека.
Создание личности - это центр постоянно изменяющейся сферы опыта, мира индивидуального восприятия, которое есть мера всех вещей. Психолог помогает клиенту изменить свои реакции на внешние или внутренние стимулы, снимая негативную проблему.



Фобофобия
Взгляд на вещи

Когда-то в детстве мне попался учебник психиатрии.
Там был список страхов. Агорафобия, клаустрофобия и другие.
Кинофобия – боязнь собак. А вовсе не фильмов.
Фунгофобия – боязнь обыкновенных грибов.
Сифилофобия – страх заболеть сифилисом.
Канцерофобия – страх заболеть раком…
Наибольшее впечатление произвела фобофобия.
Страх в квадрате. Страх страха. Боязнь испугаться.
«Фобия» означает страх и ненависть.
Все боятся страха, потому что ненавидят его. Ненавидят, потому что принято. Страх считается постыдной вещью. Одно из самых страшных оскорблений – это «трус». Страх – психологическое понятие, трусость – культурно-этическое. Часто совершают смелые поступки из страха оказаться «трусом». В психологии есть понятие «преодолевающее поведение».
Человек отчаянно устремляется навстречу пугающему опыту. Он хочет скорее перейти от изматывающего страха к встрече. Фобофобия мешает различать природу и сущность конкретного страха. Есть страх-реакция на прямой раздражитель, физическую угрозу.
Он имеет основание в инстинкте самосохранения и не связан с трусостью. В одном из фильмов Рембо говорит, что без такого страха нельзя быть смелым. Ты переживаешь этот телесный, естественный страх, а потом всю его энергию трансформируешь в силу.
Но страхом также называют предчувствия и ожидания. Вроде тех, что бывают перед экзаменом, нежелательной встречей, конфликтом. На самом деле это не страх, а просто тревога. В отличие от здорового страха она не вызвана прямым раздражителем.
Если сосредоточиться на предстоящем событии и направить на подготовку к нему всю свою волю и интеллект, тревога исчезнет. Также страхом зовут культурно-обусловленные представления. Есть образ волка, крокодила, людоеда, есть традиция бояться их. Есть кровавые символы в средневековой или античной мифологии. Есть описания насилия и катастроф в исторических хрониках или средствах массовой информации.

Вся эта «готика» способна вызвать обоснованный мощный страх. Но только если она происходит здесь и сейчас – в реальном времени. Даже самые впечатлительные люди различают реальные вещи и воображаемые. Первые находятся здесь и сейчас перед нами. Вызывают адреналин, сердцебиение, бросают в жар и пот. Вторые образуют символический фон, живущий в сфере ассоциаций, мыслей, памяти, воображения. Очень многие люди говорят, что боятся остросюжетных мистических триллеров. Но ведь фильмы ужасов задуманы как сублимация страха, прививка против него. Чувство, которое мы испытываем перед художественными образами, относится к страху так же, как нарисованный монстр относится к реальному. На самом деле это не страх, а просто ужас.
Страх и ужас в нашей культуре и опыте почти нераздельны. Это выражено символически в названии астероидов Фобоса и Деймоса – спутников Марса. Если бы был еще один спутник, можно бы было назвать его Меримна. Это можно приблизительно перевести как «тревога».
Бывают моменты или периоды, когда работа чувств и интуиции опережает работу разума.
Это может быть вредно, если нет мира в душе. Тогда ужас превращается в страх перед тем, чего нет. Это ведет к магизму и суевериям. Но если есть мир в душе, то ужас помогает глубже видеть то, что есть. Мир в душе взаимообусловлен со Страхом Божиим.
Страх Божий противоположен тревоге, фобии, трусости. Это гармония воли, разума и чувств, оптимизм и трезвый взгляд на вещи. Способность испытывать ужас не перед пугалом, а перед реальным злом. Которое иногда выглядит совсем не «готичьно», а даже вполне «гломурно». Ужаснуться – но не испугаться.
И победить.