Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Психологическая активность

Психологическая активность

Эффективность практической работы по формированию активной, творческой личности невозможна без решения ряда принципиальных вопросов, связанных с выявлением движущих сил и источников активности человека, знанием их оснований и закономерностей индивидуального проявления, специфики их учета в различных видах деятельности. Необходимо знать, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности и достигнутых результатов изменяются условия, обеспечивающие новый и качественно иной уровень активности человека. Любое продуктивное продвижение в решении этих и других вопросов, связанных с разработкой проблемы активности человека, будет способствовать выбору надежных путей в воспитании подрастающего поколения.

Обсудим вопросы, связанные с категорией активности: общетеоретические подходы к исследованию проблемы активности; результаты целостного изучения индивидуальных проявлений активности человека в психомоторной, интеллектуальной, волевой сферах и в общении.

1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АКТИВНОСТИ
Категория активности является наиболее общей в исследовании природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. В современных психологических исследованиях проблема активности разрабатывается в различных ее аспектах. Исследуется структура и динамика познавательной активности, развитие познавательной активности в ходе общения. Изучаются различные вопросы творческой, интеллектуальной активности как в общепсихологическом, так и возрастном аспектах . Исследуется феномен «надситуативной активности» личности. Следует заметить, что понятие «активность» в различных исследованиях употребляется далеко не однозначно. Если попытаться обобщить наиболее рациональные моменты имеющихся определений активности, то можно увидеть, что она, с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса и взаимодействия вообще или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой — характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловливаемых его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниям и др.

Таким образом, если суммировать наиболее общие и существенные признаки понятия «активность», то оно включает в себя, во-первых, количественные и качественные характеристики уровня интенсивности протекания процесса или любого взаимодействия; во-вторых, количественную и качественную характеристику потенциальных возможностей субъекта к взаимодействию; в-третьих, представление об источнике любого процесса или взаимодействия, которое исходит главным образом из внутренних противоречий субъекта, опосредованных влиянием извне.
Итак, активность человека можно определить как особое состояние, предрасположенное к тому или иному взаимодействию, или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объеме взаимодействия, исходящего из внутренней его инициативы.
Различные проявления активности человека не выступают одномоментно, т. е. непроявление активности в одном отношении вовсе не исключает возможности проявления активности в других отношениях. Кроме того, непроявление активности в одном случае может свидетельствовать об активности более высокого уровня в этом же отношении. Стало быть, сколько-нибудь объективное исследование активности человека предполагает учет комплекса возможных ее проявлений не в одной, а в различных сферах его жизнедеятельности.

Далее, полное познание различных проявлений активности предполагает исследование их оснований, выявление которых дает возможность объяснить, почему именно так, а не иначе проявляется та или иная активность человека. При этом необходимо иметь в виду, что, объясняя явление активности на одном уровне, основание не объясняет самого себя, т. е. оно имеет более глубокое основание (основание второго порядка), способное объяснить основание первого порядка. Таким образом, более полное познание конкретного явления активности предполагает не только объяснение явления с помощью основания, но и раскрытие природы, происхождения самого основания.

И наконец, известно, что любое проявление активности всегда имеет качественную и количественную определенность. Исследование качественной определенности конкретного проявления активности предполагает, с одной стороны, познание внешнего (процесса, свойства, состояния), с другой — изучение внутреннего (элементов и структуры). Это соответствует диалектико-материалистическому пониманию качества как единства свойств, элементов и структуры. Причем все свойства и проявления активности прежде всего обусловлены совокупностью составляющих его элементов (содержанием) и формой, способом организации этих элементов (структурой). Становится очевидным, что изучение состава элементов и способа их организации может предоставлять нам реальную основу для объяснения конкретных проявлений активности человека в различных сферах его жизнедеятельности. Кроме того, в исследовании активности, очевидно, нужно учитывать и то, что различия по составу элементов и способам их организации, обусловливающие специфику проявлений активности, отчасти обусловлены внешними воздействиями, а отчасти определяются природой самих элементов. Это исходит из диалектико-материалистического объяснения внутреннего движения, активности как со стороны внешних обстоятельств, так и со стороны внутренних возможностей человека. При этом движущими силами активности являются не сами по себе внешние или внутренние факторы, а те диалектические противоречия, которые возникают под влиянием этих факторов. Поэтому при объяснении источников и механизмов конкретных проявлений активности, очевидно, недостаточно исходить из каких-либо однозначных зависимостей активности от внутренних или внешних факторов. Последние можно рассматривать лишь как предпосылки для возникновения движущих противоречий у субъекта. Игнорирование этого исходного положения приводит порой к абсурдным выводам в объяснении движущих сил и оснований активности. Так, например, в различных зарубежных концепциях, объясняющих активность человека, внутренние и внешние факторы, обусловливающие активность человека, отрываются друг от друга, противопоставляются друг другу. При этом как те, так и другие в отдельности понимаются как прямые проекции активности. Так, сторонники гуманистической психологии (Олпорт, Маслоу и др.) считают, что основу активности личности составляют внутренние, имманентно присущие человеку структуры определенных стремлений и побуждений, которые являются первичными детерминантами активности человека.

Различного рода бихевиористические концепции (Уотсон, Халл и др.), исходя из классической формулы «стимул — реакция» или рассматривая отношения «ситуация — реакция», где ситуация оказывает довлеющее влияние, полностью снимают внутреннюю детерминацию активности.

Представители биологизаторских концепций (Фрейд, Айзенк и др.), видящие движущие силы в биологических системах организма и его внутренних возможностях порождать соответствующую энергию, объясняют активность личности природными, врожденными особенностями организма.

Таким образом, представления о реактивной, пассивной природе личности всегда были и остаются отличительными признаками различных психологических концепций, основывающихся на идеях механистического материализма.

Говоря о социальной сущности активности личности и критикуя биологизаторские концепции активности, отечественная психология, исходя из диалектического материализма, не игнорирует природные предпосылки, которые «снимаются» социальными, но не вытесняются, устраняются или уничтожаются, а подчиняются им, включают в новые системы связей и отношений. Сущность активности личности объясняется внутренним ее движением и самоопределением, исходя из внешних обстоятельств и внутренних возможностей, которыми она обладает.

Итак, вышеизложенное позволяет заключить следующее:
1. Конкретные проявления активности человека имеют свои качественные и количественные признаки, неразрывно выступающие в актах поведения и деятельности.
2. Выявление закономерностей и индивидуальных особенностей в проявлениях активности человека с необходимостью предполагает познание совокупности количественно определенных элементов и способов их организации в конкретных актах поведения и деятельности.
3. Конкретные проявления активности человека имеют свои основания. Выявление этих оснований дает возможность объяснить, почему именно так, а не иначе осуществляется реализация поведения и деятельности человека, мера его устойчивости, интенсивности, объема и инициативности.
4. Движущими силами активности человека являются, не сами по себе внутренние или внешние факторы, а те противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия внутренних и внешних факторов, в ходе реализации той или иной деятельности.
5. Исследования активности человека предполагают учет комплекса конкретных проявлений, поскольку непроявление активности в одном отношении не исключает возможности проявления активности в других отношениях. Кроме того, непроявление активности в одном случае может свидетельствовать об активности более высокого уровня в этом же отношении.

2. О ЕДИНИЦЕ АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИИ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Одной из проблем, непосредственно встающей в процессе исследования активности человека, является вопрос о единицах анализа и критериях оценки индивидуальных проявлений активности. В качестве единицы анализа индивидуальных проявлений активности возмем конкретные акты поведения и действий человека. Анализ конкретных актов поведения и действий человека как исходная позиция изучения индивидуальных проявлений активности, на наш взгляд, дает возможность рассматривать активность в движении, функционировании, что является основной формой ее существования.

Представляется, что любой акт поведения или взаимодействия может рассматриваться как системная единица, включающая в себя мотивационно-смысловой, операционально-динамический и продуктивно-результативный компоненты (подсистемы). Вычленение указанных компонентов человеческих действий основывается на ряде литературных данных, в которых помимо результата любого поведения и деятельности выделяются содержательные и динамические их характеристики.

Кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым, скорее формальным, особенностям своего психического склада и поведения. Эти последние особенности нередко называют динамическими особенностями.

К формально-динамическим характеристикам могут быть отнесены такие качества, как интенсивность, напряжение, темп, ритм, объем, градиент нарастания и затухания человеческих действий, устремлений и переживаний. Содержательный же, «личностный» и, в частности, мотивационный аспекты соответствующей деятельности составляют отношение личности к задачам, которые перед ней встают. Понятно, что между выделенными аспектами поведения и деятельности человека существуют определенные связи, так как в реальном процессе взаимодействия человека со средой они не разобщены, а слиты воедино. Принятое же разделение правомерно только в целях анализа, поскольку каждая из указанных сторон поведения и деятельности имеет свою специфику и критерии оценки.

Стало быть, содержательный аспект поведения и деятельности, динамические их особенности и продуктивность имеют свои специфические отличия и могут быть предметом специального исследования. Поэтому не случайно в ряде исследований подчеркивается, правда в разных значениях, необходимость дифференцированного анализа не только динамических и содержательных характеристик, но процесса и результата. Однако относительно самостоятельное, аналитическое изучение отдельных аспектов поведения и деятельности может рассматриваться как начальный этап на пути целостного исследования многообразных проявлений активности человека. Следующим, необходимым этапом является изучение различных аспектов активности: мотивационно-смыслового, операционально-динамического и продуктивно-результативного в их синтезе, т. е. в их связях и отношениях. Что касается введения вышеупомянутых терминов, то необходимость их употребления исходит из того, что в литературе термин «динамический» понимается далеко не однозначно. Термины динамический, процессуальный, формально-динамический употребляются как рядоположные. При этом имеется в виду то, что они относятся в большей мере к характеристике формы психических явлений, а не их содержания. Однако понятия «процесс», «динамика», «форма» вряд ли являются рядоположными, скорее, напротив резко отличающимися между собой понятиями. К тому же «процессуальность» есть важнейшая характеристика всех психических проявлений, не только динамических, но и содержательных. Основным способом существования психического является его существование в «качестве процесса». Психическое как процесс — есть нечто динамическое. Его динамика всегда содержательна — благодаря непрерывному взаимодействию субъекта с миром.

Далее, понятие формы вряд ли оправдано связывать только с динамическими проявлениями психических явлений. Динамические проявления всегда содержательны. Заметим, что понятия формы и содержания являются фундаментальными и естественно распространяются на все психические проявления. Мотивационно-смысловой аспект поведения и деятельности человека также имеет свою форму и содержание. В самом широком смысле содержание есть наличный состав, набор элементов, а форма есть способ организации этих элементов. В данном контексте говорить о содержании «содержательного аспекта» поведения и деятельности человека терминологически будет весьма неудобным и вряд ли целесообразным.
Что касается третьего компонента человеческих действий, названного нами «продуктивно-результативными», то здесь мы имели в виду то, что действие не всегда заканчивается реальным и внешне выраженным результатом, но оно является всегда продуктивным, т. е. дающим основание для формирования той или иной психической функции. Иными словами, любой конкретный акт поведения, или действие, всегда в итоге имеют свой продукт, хотя тот и не всегда выражается во внешнем результате. Кроме того, продуктивно-результативный компонент в психологическом отношении так же имеет характеристики процессуальности, т. е, может быть описан как процесс, началом которого является представление о результате, а заключительным этапом — оценка полученного результата.
Предложенный подход к целостному, функциональному изучению конкретных актов поведения в трехкомпонентном, формализованном их виде и системном понимании позволяет, на наш взгляд, более доказательно осуществить количественный и качественный анализ различных проявлений активности человека.


3. ЦЕЛОСТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
В психологической литературе имеются некоторые данные, раскрывающие характер соотношений между различными психодинамическими признаками и успешностью (результативностью) деятельности. Значительно меньше их в отношении связей психодинамических и мотивационно-смысловых характеристик.

Анализ результатов исследований по соотношению психодинамических особенностей человека с показателями успешности деятельности не позволяет заключить о сколько-нибудь устойчивых и закономерных соотношениях между указанными переменными. Это объясняется тем, что суммарные оценки успешности деятельности, получаемые за длительный период времени, находятся под влиянием множества факторов (как постоянно действующих, так и ситуативных), которые порой трудно учесть, что в значительной степени затрудняет выявление истинных взаимоотношений между динамическими и результативными характеристиками.

Что касается взаимоотношений между динамическими и мотивационно-смысловыми характеристиками поведения и деятельности человека, то в ряде исследований указывается на достаточно сложные связи между ними. А именно, в одних случаях динамические особенности человека проявляются вопреки противодействующему влиянию содержательных характеристик и отношений личности. В других, наоборот, влияние содержательных, мотивационных характеристик доминирует и маскирует индивидуальные различия в динамических проявлениях поведения человека.

В целом же следует отметить, что проблема соотношений динамических характеристик поведения и деятельности с мотивационно-смысловыми (содержательными) параметрами и результативностью деятельности решалась преимущественно при помощи формального сопоставления указанных переменных, фактически изучаемых независимо друг от друга. Такой подход вряд ли может способствовать получению сколько-нибудь содержательных данных относительно влияния психодинамических признаков на результаты деятельности. Необходима, очевидно, другая, принципиально новая модель, как теоретическая, так и экспериментальная, где бы непосредственно учитывалась конкретная включенность динамических характеристик в качестве внутренних составляющих компонентов реализации отдельных актов поведения и действий человека. Предпринятый нами целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений активности человека предполагал:

Во-первых, экспериментальное изучение конкретных актов поведения и действий человека в различных сферах, жизнедеятельности, что создавало предпосылки для выявления как наиболее общих закономерностей в проявлениях активности человека, так и специфических их особенностей в психомоторной, интеллектуальной, волевой сферах и сфере общения.
Во-вторых, исследование каждого конкретного акта поведения или взаимодействия как со стороны операционально-динамической, так и с других его сторон: мотивационно-смысловой и продуктивно-результативной, что соответствовало исходной теоретической посылке о системном представлении конкретных актов поведения и действий человека, реализация которых осуществляется при тесном взаимодействии трех указанных и относительно самостоятельных подсистем.
В-третьих, изучение различных связей и отношений между мотивационно-смысловым, операционально-динамическим и продуктивно-результативным компонентами разнообразных актов поведения производилось с учетом внешних условий и конкретных ситуаций их выполнения в привычной ситуации и в ситуации с повышенным напряжением (максимальный и сверхмаксимальный темпы выполнения заданий).
Операционально-динамические характеристики активности (стремление к продолжению психомоторных, интеллектуальных и волевых действий) измерялись в ситуации возможного, но не обязательного продолжения тех или иных действий. Разнообразие вариантов психомоторных, интеллектуальных действий и общительности — в ситуации свободного выбора примеров и действий. Интенсивность психомоторных, интеллектуальных волевых действий оценивалась на основании выполнения скоростно-темповых заданий в удобном и максимальном режимах работы. Указанные динамические характеристики активности каждый раз дополнялись специфическими признаками, исходя из содержания различных актов поведения и действий человека в той или иной сфере жизнедеятельности.
Мотивационно-смысловые характеристики различных актов поведения и действий оценивались в начале и конце опыта по субъективно-личностной шкале Дембо, включающей измерение степени интереса испытуемых к предлагаемым им психомоторным и интеллектуальным заданиям, выраженности субъективных желаний выполнять их и уровня уверенности в точности и правильности выполнения заданий. Кроме того, в конце опыта по шкале Дембо оценивался уровень удовлетворенности испытуемых результатами экспериментальных заданий.
Основанием определения уровня успешности различных действий индивида в предложенных режимах работы (удобном, максимальном и сверхмаксимальном) служили количества допущенных ошибок и точность выполнения экспериментальных заданий.
Анализ соотношений результативных и операционально-динамических характеристик активности человека в различных сферах жизнедеятельности и разных режимах функционирования выявил первую особенность или специфику связей двух указанных аспектов активности в зависимости от сферы их проявлений. Так, динамические характеристики активности психомоторных и интеллектуальных действий (интенсивность и стремление к продолжению действий) оказались положительно связанными с их успешностью, а показатели разнообразия использования приемов и действий не коррелируют с результативностью психомоторных и интеллектуальных действий. Что касается характеристик общительности (стремления к общению, инициативности, легкости и широты круга общения), то они также положительно коррелируют с показателями успешности, в то время как устойчивость общения оказалась не связанной с результатами деятельности. И наконец, динамические признаки активности волевых действий (интенсивность волевого усилия, длительность удержания цели и стремление к напряженной деятельности) все без исключения оказались тесно связанными с показателями успешности различных действий.

Вторая особенность в соотношениях результативных и операционально-динамических характеристик проявилась в зависимости от условий выполнения тех или иных действий и актов поведения. Так, статистически значимые связи динамических характеристик активности психомоторных, интеллектуальных действий и актов общения с показателями их успешности обнаружились только в ситуации с повышенной нагрузкой, т. е. в условиях максимального и сверхмаксимального режимов работы, и не обнаружились в ситуации с привычным, свободным темпом выполнения предлагаемых заданий. Исключение составляют динамические признаки активности волевых действий, которые дают высокие коэффициенты корреляций с показателями успешности выполнения различных действий как в той, так и в другой ситуациях.

Полученные данные свидетельствуют о том, что одни динамические признаки активности (интенсивность и стремление к продолжению психомоторных и интеллектуальных действий, стремление к общению, интенсивность, легкость и широта круга общения, стремление к напряженной деятельности, длительность удержания цели и интенсивность волевого усилия) обнаруживают более тесные связи с показателями успешности различных действий, другие же динамические признаки (разнообразие приемов при выполнении психомоторных и интеллектуальных действий, устойчивость общительности) оказались не связанными с показателями результативности. Итак, для различных сфер проявлений активности (психомоторной, интеллектуальной, волевой и для общительности) общим моментом является достаточно отчетливая связь и влияние на продуктивность различных действий таких динамических характеристик активности, как интенсивность производимых индивидом действий и степень выраженности стремления к продолжению активности в той или иной сфере, в ситуациях с повышенными требованиями к деятельности, т. е. в условиях со сверхмаксимальным режимом работы.

Во взаимосвязях мотивационно-смысловых (интерес, желание, уверенность, удовлетворенность) и динамических характеристик активности психомоторных, интеллектуальных и волевых действий так же выявились как общие, так и специфические моменты. Общим является то, что степень выраженности интереса и желания у испытуемых к предлагаемым заданиям коррелирует с динамическими характеристиками активности в основном отрицательно, а показатели уверенности в конце опыта и удовлетворенность выполненными заданиями — положительно. Специфика в соотношениях мотивационно-смысловых и динамических характеристик активности различных действий проявилась в том, что разнообразие вариантов интеллектуальных действий отрицательно связано с показателями удовлетворенности, а аналогичные показатели психомоторных действий — положительно. Стремление к продолжению психомоторных действий положительно коррелирует с показателями интереса и желания испытуемых к выполненным заданиям, а аналогичные показатели интеллектуальных действий связаны с ними отрицательно. Что касается связей мотивационно-смысловых характеристик общения с динамическими признаками общительности, то из них положительно коррелирует только степень выраженности положительного отношения испытуемых к данным признакам. Широта круга общения обнаруживает тенденцию лишь к положительной связи. Другая субъективно-личностная характеристика — удовлетворенность испытуемых своими качествами общительности — не обнаружила статистически значимых связей ни с одним из динамических признаков общительности.

Таким образом, выявленные соотношения между результативными и динамическими характеристиками, с одной стороны, динамическими и мотивационно-смысловыми, с другой, свидетельствуют о том, что реализация конкретных проявлений активности человека осуществляется при тесном взаимодействии трех указанных компонентов. Типы взаимодействий и характер связей мотивационно-смыслового, операционально-динамического и продуктивно-результативного компонентов человеческих действий определяются непосредственными условиями и спецификой приспособительных функций тех или иных действий, направленных на установление оптимальных взаимоотношений человека с окружающей средой.

Предпринятый целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений активности в различных сферах жизнедеятельности с учетом конкретных внешних условий открывает новые возможности в изучении психологических механизмов активности человека.