Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Работа, если вам за 45

Работа, если вам за 45

Мы должны признать одну неоспоримую истину: работодатели предпочитают молодых. Большинство объявлений о вакансиях пестрят ограничениями «до 35 лет». Не будем здесь говорить о правовой стороне такой дискриминации. Дадим только несколько советов, как использовать свой возраст и опыт как преимущество. Как говорится: “В 40 лет жизнь только начинается!” Насчет жизни спорить не станем. Но поиск работы, если вдруг Вы решили ее сменить и Вам уже за 40, увы, может стать проблемой. Впрочем, возраст становится барьером на пути получения работы только тогда, когда сам соискатель воспринимает его как препятствие. Как сделать так, чтобы новый работодатель не заметил вашего несоответствия возрастному ограничению и даже представить возраст как дополнительный плюс? Самое главное здесь — Ваша настойчивость, целеустремленность и позитивное отношение. Плюс следование нескольким проверенным советам для поиска работы. Создай свой личный бренд Если у Вас не было необходимости искать работу последние десять- пятнадцать лет, Вы обнаружите, как сильно увеличилась конкуренция за лучшие места. Что делать? Попробуйте создать свой личный бренд. Начните с позиционирования. Что это значит? На основе глубокой самооценки и внешней обратной связи, следует определить ваши сильные профессиональные стороны и личные качества, которые следует выгодно представить потенциальным работодателям. Вот пять вопросов, которые вы должны себе задать: 1. Какие аспекты вашей работы и жизни Вам нравятся больше всего? 2. Сфокусируйте внимание на области деятельности: что у Вас получается лучше всего? 3. Какие у Вас есть особые навыки и достижения, чем больше почти никто не может похвастаться? 4. Что в вашем положении, образовании и опыте отличает Вас от сверстников? 5. Как Вы хотите, чтобы Вас воспринимали? 6. Спросите сверстников, коллег и руководителей, как они воспринимают Вас и какие преимущества они видят в Вас. Затем представьте в резюме свой возраст, как преимущество. И закончите все это прекрасным личным впечатлением на собеседовании. Акцент на мудрость и индивидуальный стиль «Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один…». Если эта поговорка не про Вас, читаем дальше… J Считается, что с годами люди набираются жизненного опыта, лучше разбираются в окружающих, принимают взвешенные и обдуманные решения. Как правило, к 45–ти годам работник приобретает определенный статус и имя в своей профессиональной среде. Его скорее, чем молодого специалиста, возьмут на руководящую должность. Совет: если Вы до сих пор еще не на руководящей должности, может уже пора? Не бухгалтер, а главный бухгалтер, не продавец, а администратор и т.д. Вы сами удивитесь, насколько возрастут ваши шансы! Самый важный критерий при приеме на работу — это профессионализм, а он приходит с опытом. И деловые контакты тоже нарабатываются не за один месяц. Поэтому на многие должности (например, бухгалтер, врач или юрист) работодатели предпочитают принимать людей зрелого возраста. Здесь у Вас есть значительное преимущество перед более молодыми конкурентами. Не забудьте указать ваши сильные стороны в резюме, а также подчеркнуть их на собеседовании. Резюме должно подчеркивать Ваш бесценный опыт, а не возраст. Резюме играет жизненно важную роль в поиске работы и является главным инструментом, которые потенциальные работодатели будет использовать для оценки вашей квалификации. С одной стороны, Вам нужно подчеркнуть масштабы вашего опыта. С другой стороны, не выглядеть старым. Ваше резюме должно убедить потенциального работодателя пригласить Вас на интервью, а не умилиться Вашим заслугам и наградить золотыми часами. Смените резюме с формата "посмотрите, как много я сделал" на формат "посмотрите, что я могу сделать для вашей компании". Не пожалейте времени и усилий, чтобы подогнать резюме к каждой конкретной вакансии, рассматривая особенности новой работы в контексте вашего предыдущего опыта. Ваше резюме должно демонстрировать, насколько Ваш опыт и навыки будут полезны для нового работодателя, а не то, сколько времени и энергии вы отдали в прошлом для кого–то другого. Try it, and compare it with your old resume. For example: "Experienced salesman with long track record of success," becomes, "Learned x, y and z about selling and developed broad network of sales contacts sure to be enormously valuable in future sales positions." Как можно «омолодить» Ваше резюме: · Опишите Ваш ранний опыт работы абзацем без даты. · Удалить даты из раздела «Образование». · Ограничить описание опыта работы в резюме последними 10–15–тью годами. · Вынесите свои профессиональные достижения на первую странице резюме в раздел под названием "Карьерные достижения" · Включите информацию о Вашей общественной и другой внерабочей деятельности, дабы подчеркнуть свою энергичность и жизнеспособность. · Выделите компьютерную и техническую подготовку, чтобы продемонстрировать, что вы в курсе новейших технологий. · Поместите все ваши достижения и опыт в контекст будущей службы. A resume shouldn’t read like the testimonial at your retirement dinner. Однако не увлекайтесь. Страх перед дискриминацией по возрасту заставляет многих 45–летних вообще удалить даты в их резюме. Bad idea. Плохая идея. HR managers know all about this strategy. HR–менеджеры знают об этой стратегии. It’s like saying "I am concerned about my age" in bold letters across your resume. Это выглядит, как будто Вы написали жирным шрифтом: "Меня очень беспокоит мой возраст". Не претендуйте на места молодых. Претендуйте на места для опытных и зрелых. Соревнуйтесь на своем поле. Если ваше резюме остается незамеченным работодателем, попробуйте выслать функциональное резюме. Его отличие от обычного, хронологического резюме, в том, что опыт работы сгруппирован не по датам, а по выполняемым функциям. Акцент делается на обширные знания, уникальные профессиональные навыки и солидную практическую работу. Например: у соискателя, претендующего на вакансию финансового директора, в резюме могут фигурировать такие заголовки: Общая бухгалтерия, Производственная бухгалтерия, Управленческий опыт, Преподавательский опыт. И в каждом абзаце должен быть подробно представлен соответствующий опыт работы и достижения. Готовьтесь к интервью Независимо от Вашего возраста, подготовьтесь и тренируйтесь! Вы можете сделать следующее. Глубоко изучите компанию–работодателя через Интернет и СМИ. Если возможно, через поисковые системы соберите информацию о людях, которые будут проводить интервью. Узнайте о текущих тенденциях развития отрасли и других событиях, оказывающих влияние на компанию. Продумайте ответы на возможные вопросы, что будут вам задавать. В Вашем возрасте Вы уже должны знать все возможные вопросы на интервью. Будьте готовы раскрыть ключевые моменты Вашей карьеры и представить опыт как преимущество. Моложавый внешний вид. Ваша одежда и физическая форма оказывает впечатление на интервьюера не меньше, чем Ваше резюме. Сделайте все возможное, чтобы выделить Ваши лучшие качества. Посоветуйтесь с женой, детьми, друзьями или даже консультантом (если возможно), чтобы ваш костюм, прическа и аксессуары были действительно достойными и соответствующими возрасту и статусу. Работодателей отпугивает не сам возраст соискателя, а образ “старой клячи”. Поэтому очень важно выглядеть моложаво. Поддерживайте себя в хорошей физической форме, а перед собеседованием не пожалейте денег на стильную прическу и современный костюм. Эти затраты окупятся, когда Вы получите должность. Хитрость: в резюме можно не указывать дату рождения. Тогда есть шанс получить приглашение на собеседование и при личной встрече произвести выгодное впечатление на работодателя. Готовность учиться Вы закончили вуз пару десятилетий назад или, быть может, вообще работаете не по полученной специальности. Тогда графа “образование” в вашем резюме должна быть более обширная, чем у других соискателей. Запишите туда все профессиональные курсы и семинары, которые Вы прослушали. Должно быть понятно: Вы идете в ногу со временем и постоянно повышаете свою квалификацию. Совет: придите на собеседование чуть раньше назначенного времени и, ожидая в приемной, читайте не детектив, а профессиональный журнал. Также подойдет солидное деловое издание. Постарайтесь, чтобы работодатель обратил на это внимание. Энергичность и мобильность Вы должны производить впечатление энергичного человека. Вы не собираетесь тихо “отсидеть” годы, оставшиеся до пенсии, Вы полны планов и устремлений. Как это доказать? На собеседовании больше говорите о будущем: “я намерен”, “я собираюсь”, “мне бы хотелось продолжить”. Совет: добавьте в резюме фразу: “готовность к командировкам”. На практике это требуется не так уж и часто, но ваша мобильность станет лишним плюсом в глазах работодателя. Как обрести уверенность в себе? Первый вариант — пройти соответствующий психологический тренинг. Второй вариант — купить книгу из серии “Популярная психология”: “Как полюбить себя”, “Как поверить в свои силы” и т.п., — выбор такой литературы очень широк. Может быть, советы покажутся Вам простоватыми, но при регулярном применении они работают. Третий вариант [бесплатный] — обзвоните своих друзей, бывших коллег и задайте им вопрос: “Хороший ли я специалист/ человек?”. Вы услышите о себе массу приятных вещей. Запомните все сказанное или запишите на магнитофон. Каждое утро освежайте в памяти эти заслуженные комплименты — и с настроением победителя отправляйтесь на собеседование. Еще несколько лет назад работодатели безапелляционно заявляли: “Кандидатов “за 40” просьба не беспокоиться”. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону: на страницах газет все чаще появляются вакансии для соискателей до 45 и даже 50 лет. Хотя, безусловно, и такие ограничения в приеме на работу являются незаконными. Они противоречат Конституции Украины и нарушают международные конвенции. Наверняка в ближайшие годы здоровая конкуренция за рабочие места и дефицит опытных специалистов сделают свое дело: уравняют в правах все возрасты.

Работа - если вам за 45, вопросы психологии, помощь психолога Возраст становится барьером на пути получения работы только тогда, когда сам соискатель воспринимает его как непреодолимое препятствие.

Работодатель может не заметить вашего несоответствия возрастному цензу или даже счесть его за дополнительный плюс, если вы сами ему немного в этом поможете.

Ваш бесценный опыт.
Самый важный критерий при приеме на работу - это профессионализм, а он приходит с опытом. И деловые контакты тоже нарабатываются не за один месяц. Поэтому на ряд должностей (например, бухгалтер, врач или юрист) работодатели предпочитают принимать людей зрелого возраста. Значит, у вас есть значительное преимущество перед более молодыми конкурентами. Не забудьте указать ваши сильные стороны в резюме, а также подчеркнуть их на собеседовании.
Совет: если ваше резюме остается незамеченным работодателем, попробуйте выслать функциональное резюме. Его главное отличие от обычного, хронологического резюме, заключается в том, что опыт работы сгруппирован не по датам, а по выполняемым функциям. Акцент делается на обширные знания, уникальные профессиональные навыки и солидную практическую работу.

Например: у соискателя, претендующего на вакансию финансового директора, в резюме могут фигурировать такие заголовки: Общая бухгалтерия, производственная бухгалтерия, управленческий опыт, преподавательский опыт. И в каждом абзаце должен быть подробно представлен соответствующий опыт работы и достижения.

Мудрость и индивидуальный стиль

С годами люди набираются жизненного опыта, лучше разбираются в окружающих, принимают взвешенные и обдуманные решения. Как правило, к 45-летнему возрасту работник приобретает определенный статус и имя в своей профессиональной среде. Его скорее, чем молодого специалиста, возьмут на руководящую должность.

Совет: если у вас долго не получается найти работу по рядовой вакансии, попробуйте претендовать на руководящую должность. Не бухгалтер, а заместитель главбуха, не продавец, а администратор и т.д. Вы сами удивитесь, насколько возрастут ваши шансы!

Моложавый внешний вид

Работодателей отпугивает не сам возраст соискателя, а имидж “старой клячи”. Поэтому для вас очень важно выглядеть моложаво. Поддерживайте себя в хорошей физической форме, а перед собеседованием не пожалейте денег на стильную прическу и модный наряд. Эти затраты окупятся, когда вы получите место.

Совет: в резюме можно не указывать дату рождения. Тогда есть шанс получить приглашение на собеседование и при личной встрече произвести выгодное впечатление на работодателя.

Готовность учиться

Вы закончили вуз пару десятилетий назад или, быть может, вообще работаете не по полученной специальности. Тогда графа “образование” в вашем резюме должна быть более обширная, чем у других соискателей. Запишите туда все профессиональные курсы и семинары, которые вы прослушали. Должно быть ясно: вы идете в ногу со временем и постоянно повышаете свою квалификацию.

Совет: придите на собеседование чуть раньше назначенного времени и, ожидая в приемной, читайте не детектив, а профессиональный журнал. Также подойдет солидное деловое издание. Постарайтесь, чтобы работодатель обратил на это внимание.

Энергичность и мобильность

Вы должны производить впечатление энергичного человека. Вы не собираетесь тихо “отсидеть” годы, оставшиеся до пенсии, вы полны планов и устремлений. Как это доказать? На собеседовании больше говорите о будущем: “я намерен”, “я собираюсь”, “мне бы хотелось продолжить”.

Совет: добавьте в резюме фразу: “готовность к командировкам”. На практике это требуется не так уж и часто, но ваша мобильность станет лишним плюсом в глазах работодателя.


Работа - если вам за 45, вопросы психологии, помощь психолога
Прием на работу.
Искусство нравиться - это умение обманывать
Л. Вовенарг

Мы устраиваемся на работу. Мы хотим понравиться своему потенциальному работодателю. Хотим, чтобы он считал, что мы - те самые люди, которые смогут оправдать его ожидания, заняв вакантную должность.

А если мы в глубине души боимся, что у нас не хватает опыта? Недостаточно высокая квалификация? Слабое здоровье, в конце концов? В таких случаях мы всегда стараемся скрыть свои недостатки и невинно ввести будущего работодателя в некоторое заблуждение.
Но если для себя подобные действия мы считаем допустимыми, то почему аналогичные им должен отвергать работодатель? И отдельные работодатели, из числа тех, кто не способен обеспечить своим сотрудникам приемлемые условия для профессиональной деятельности, частенько уповают как раз на них. Понятно: тем, кто не в состоянии успешно состязаться в честной конкурентной борьбе, ни на что, кроме хитрости, надеяться не приходится.

Стать партнером
Речь идет о тех невинных (или не таких уж невинных) хитростях, которые применяют некоторые работодатели для привлечения в свою организацию новых сотрудников.
Профессиональное обольщение обычно используют в двух случаях. Первый - когда охотятся за ценным профессионалом экстракласса, второй - для привлечения специалистов на работу с заведомо невыгодными условиями труда. Но в первом случае экстрапрофессионал сам, как правило, отлично знает, какая репутация у ведущих компаний той отрасли, где он работает, и знает свою цену на рынке трудоустройства. А вот во втором - соискатели часто находятся почти в полном неведении относительно этих важнейших пунктов и, следовательно, рискуют попасть в число потенциальных жертв. И именно им было бы полезно ознакомится с этой статьей.

Сразу определим: речь пойдет не о нарушениях КЗоТ или других законодательных норм. Хитрости, которые описаны в статье, за рамки закона не выходят ни на йоту. Хотя, конечно, при желании любой трудовой договор можно составить так, что в его законодательной легитимности не сможет разобраться и бригада профессиональных юристов... Но трудовые договоры, не отражающие реально условия труда (что встречается сейчас сплошь и рядом), отсутствие на предприятиях элементарной техники безопасности - тема отдельная.

Какие же конкретные хитрости могут использовать профессиональные обольстители? Какие приемы будут они использовать, чтобы войти к нам в доверие и усыпить нашу бдительность? С помощью чего они могут попытаться убедить нас принять не слишком выгодные предложения при трудоустройстве?

Хитрость номер один - создание искусственного конкурса. Если мы поймем, что работодатель испытывает острую нехватку рабочей силы и, следовательно, нуждается в нас, мы сможем занять уверенную позицию и требовать выгодных для себя условий. Поэтому опытный работодатель будет стараться представить дело так, будто широкие возможности выбора -- у него, а в положении просителей находимся мы. К тому же наши мысли в подобной ситуации концентрируются на шансах и способах прохождения этого конкурса, отвлекая таким образом от болезненных для работодателя тем.

В рамках этого метода (или как более мягкий его вариант) на групповых собеседованиях используется прием "нехватки стульев". Изначально вместимость аудитории планируется меньшей, чем требует количество приглашенных - мол, смотрите, как вас тут много, желающих, даже стульев на всех не хватает. Если вы где-либо столкнетесь с подобной ситуацией, подумайте о том, что в серьезных организациях таких "случайностей" стараются не допускать, так как заботятся о комфорте своих потенциальных сотрудников и не хотят, чтобы первое впечатление о знакомстве с фирмой у кого-либо ассоциировалось с отчаянным поиском свободного стула.

Чем кроме искусственного конкурса профессиональный обольститель может отвлечь вас от адекватного анализа выгодности его предложения и возможностей возникновения "подводных камней"? Прием номер два называется "мозговой штурм". Столь колоритное название не зря вызывает холодок. Ведь после использования этого приема, если эффект достиг цели, в ваших мозгах останется только вязкая аморфная каша, с которой опытный инструктор сможет сделать все что захочет.

Конечно, в условиях собеседования о приеме на работу провести настоящий мозговой штурм нельзя. Да работодателям этого и не надо. Ведь даже в результате легкого мозгового штурма - а в условиях предварительного собеседования только такой и возможен - неподготовленные мозги могут оказаться достаточно мягкими для того, чтобы последующие обещания работодателя прошли "на ура" без всякого критического анализа. Конечно, этот анализ вы сможете провести, вскоре придя в себя, на худой конец - дома, но тем не менее... К тому же дома работодателю уже не задашь никаких вопросов, а там, глядишь, вспоминая все обещанное, и замечтаться, и забыть можно...

В общем, даже если "жертва мозгового штурма" - не приговор, лучше ею все-таки не оказываться. Тем более что сделать это очень просто. Мозговой штурм, проводимый при приеме на работу, заключается в обескураживании соискателей огромным шквалом информации, объем которой не может быть усвоен среднестатистическим человеком за отведенное время. В результате не выдержавший неожиданной нагрузки мозг временно теряет способность к объективному анализу. Так что, если вы видите, что на собеседовании вас пытаются попросту говоря "загрузить", отключайтесь до тех пор, пока дело не перейдет к конкретным вопросам. Не бойтесь что-либо упустить - у вас еще будет возможность получить всю необходимую информацию в доступной форме. Мозговой штурм рассматривается в этой статье столь подробно потому, что, по мнению автора, столкнуться с ним вам придется еще не раз и не только при приеме на работу.

Что еще на собеседовании может вызвать подозрение? Хитрость номер три - это описание вышестоящей позиции. То есть вам могут полчаса описывать прелести работы менеджера в данной компании, но предлагают-то всего лишь должность помощника менеджера. А менеджером из помощника еще надо стать. И неизвестно сколько сил и времени придется потратить, пока вам это удастся. Да и удастся ли? Опять-таки: в серьезных организациях не будут тратить время на то, чтобы описывать достоинства места, которое вы пока что не заслужили. Журавль-то, как говорится, в небе.

Как частный случай описанной выше схемы - испытательный срок. Частный, но отнюдь не менее опасный. Даже если вас берут только на испытательный срок, ваши работодатели обязаны заключить с вами трудовой договор. И уже ваша задача - внимательно изучить описанные в нем условия (это, между прочим, полезно всегда, а не только в этом случае). Иначе вы сильно рискуете оказаться в положении одного моего знакомого, который три недели таскал кирпичи на стройке "за спасибо". И которому теперь все сочувствуют, но никто не может помочь - виноват-то сам.

Кстати, без зарплаты вас могут оставить и еще одним способом. На местах, где работа связана с материальной ответственностью, особенно в розничной торговле, отдельные "очень умные" работодатели сами устраивают недостачи отработавшим "без дня месяц" сотрудникам. А затем отпускают - без денег - на все четыре стороны: "Скажи спасибо, что отпускаем, а то в суд подадим и всю недостачу выплатить заставим". И люди уходят. Так что аккуратнее с материальной ответственностью! Впрочем, это уже не "маленькие хитрости при трудоустройстве", это иначе называется.

С самым "страшным" пора, пожалуй, покончить (а то вы так совсем на работу устраиваться не пойдете) и перейти к более безобидным вещам.

Вам следует насторожиться, если потенциальный руководитель проявляет излишнюю фамильярность, сразу же старается завести дружбу с потенциальным подчиненным. Это должно наводить на мысль, что в фирме на дружеские ласки столь щедры потому, что с другими видами поощрения (особенно с материальными) здесь, вероятно, не очень. Да и вообще, как заметил Жан де Лабрюйер: "Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост". И даже если вы уверены, что ваш собеседник -- милейший простачок, подумайте: а почему он начальник?

Другая крайность - излишний официоз - сама по себе, в принципе, подозрений вызывать не должна. Но если очень "продвинутый" и уважаемый топ-менеджер сидит в свитере и джинсах, да еще за обшарпанным столом... Ну, вы поняли. В общем, официоз хорош лишь тогда, когда имеется соответствующий ему имидж. Впрочем, крайность признаком мудрости никогда еще не была. Тем не менее не следует забывать: даже очень подозрительный внешний вид еще не является стопроцентной гарантией неприемлемых условий работы. По одежке только встречают. И очень может быть, что не очаровавшая вас с первого взгляда организация на самом-то деле не из худших. Как и наоборот. Поэтому самое важное при попытке трудоустройства -- это содержание конкретного разговора о будущей работе.

О чем нужно помнить, разговаривая с потенциальным работодателем?

Первое и, наверное, самое главное: не упускайте деталей. Любой работодатель без труда сможет нарисовать красивую картинку вашего будущего места работы, но когда вы эту картинку "пощупаете", она может и расползтись. Детали важны везде и всегда. На войне главное -- маневры. Вы должны твердо себе уяснить, сколько вам собираются платить, за что и как. Постарайтесь, чтобы не было различных неточностей, приблизительностей и прочих "быть можностей". Никогда не забуду такой случай. Еще в школе мы с другом захотели подзаработать расклейщиками объявлений. При приеме с нами очень мило побеседовали, сказали, что паспорт и трудовая книжка не нужны, что с пачки расклеенных объявлений выходит в среднем по сто рублей, дали по пачке на расклейку и хотели уже пожать руки, но тут мой друг внезапно спросил: "А как вы узнаете, что мы эти объявления расклеили, а не выбросили на помойку?" "Так мы же платить вам будем в зависимости от числа позвонивших по этим объявлениям" -- был ответ. Про то, как мы узнаем, сколько человек позвонит по расклеенным нами объявлениям, нам никто так и не сказал. Так что и незначительные детали порой оказываются очень важными, особенно если речь идет о деньгах.

При выяснении интересующих вас вопросов не стесняйтесь показаться непонятливым. Серьезные люди никогда не обвинят вас в занудстве. Более того, представителям организаций, где дело действительно хорошо поставлено, ваша дотошность будет даже приятна. А если, задав несколько лишних вопросов, вы кому-нибудь все-таки покажетесь простачком? Знайте: по-настоящему умного человека это не настроит против вас. Франсуа де Ларошфуко сказал: "Вернейший способ быть обманутым - это считать себя хитрее других".

Но даже если вы нашли в себе силы задать прямой и острый вопрос, это еще не значит, что ваш визави вынужден будет открыться. В некоторых фирмах, причем как раз из числа тех, которые злоупотребляют привлечением новых сотрудников, инструкторы, проводящие собеседования, проходят даже специальный тренинг по выпутыванию из ситуаций, вызванных неподходящим вопросом. На наиболее часто встречающиеся обличительные вопросы у них, как правило, уже заранее готов уводящий ответ. Многие "заготовки" предназначены специально для работы с группой. Их авторы рассчитывают, и не без оснований, на то, что задавший вопрос человек постесняется потребовать уточнения из-за все той же боязни показаться самым непонятливым из присутствующих, а также потому, что надеется на других (они все поняли, а если бы не поняли, то спросили бы, один я такой непонятливый).
Конечно, способов обольщения существует бесчисленное множество. Постепенно исчезают или обновляются устаревшие и появляются совсем новые. Рассказать обо всех способах, наверное, невозможно (тем более что их никто не афиширует), здесь рассмотрены лишь наиболее распространенные из них.

Есть одно универсальное средство, которое позволяет не поддаваться всем без исключения приемам. Имя его - ум. Только с помощью трезвого аналитического ума можно разгадать все приемы и каверзы профессиональных обольстителей, тех, кто, используя труд своих сотрудников, пытается экономить на их вознаграждении.