Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Как воспитать гения

Как воспитать гения

Ребенок, рожденный под покровительством огненной стихии, активен и динамичен. Иногда кажется будто внутри у него вечный двигатель: если он наметил себе какую-нибудь цель, готов добиваться ее бесконечно и даже ради нее идти напролом. Физическое развитие обычно "на высоте", подвижные и все другие игры даются ему очень легко. Поэтому игра во всех ее проявлениях должна быть главным методом воспитания!

Для Овна самыми увлекательными будут командные игры, в которых надо бороться за один "главный" приз. Для Льва – ролевые, театрализованные, где он сможет проявить перед всеми свои таланты, для Стрельца лучше подобрать интеллектуальные викторины (естественно, включающие физическую активность).

А вот стремиться в воспитании огненного ребенка следует к эстетическому восприятию мира, понимая под этим чувство меры, внешней гармонии, а позднее дипломатичность и такт – всего этого огненным знакам не достает.

Главными помощниками родителям будут музыка и рисование. Как можно раньше познакомь ребенка с миром звуков и цветов, помогая различать, запоминать, а позже называть и угадывать их (1-3 года). Старайся ориентировать его на классические каноны в искусстве – давай слушать музыку Моцарта, Баха и Чайковского, показывай альбомы с картинами старых мастеров.

Это важно: Постоянно привлекая внимание к своей персоне и проявляя авантюризм, Огонь совсем не так уверен в себе, как кажется. На самом деле он болезненно боится публичного "провала" и осмеяния. Его уверенность несколько демонстративна, поэтому родителям маленьких "огоньков" обязательно нужно воспитывать в них настоящую уверенность, поддерживать одобрением и лаской.

Сыны и дочери земной стихии обычно самые спокойные, послушные и усердные дети. Они довольно конкретны в своих желаниях и предсказуемы. Про них окружающие говорят "золото, а не ребенок". Но только родители знают настоящую цену этому "золоту", которое временами может быть совершенно неуправляемым и всегда упрямо идет своей дорогой.

Освоение формы и решение практических задач это его "конек" – уже к первому году жизни земной малыш старательно "помогает" маме по дому, имитируя действия взрослых. А позже ему легче, чем другим сверстникам даются лепка и рисование (Телец), шнуровки и игры, связанные с мелкой моторикой рук (Дева), конструирование и паззлы (Козерог) – словом весь обычный арсенал так называемых "развивающих игрушек".

Однако любые обобщения и неконкретные категории "земляне" понимают с трудом. Внимание свое родители должны обратить на развитие абстрактного мышления, а также раннее обучение чтению, которое ему способствует.

Начинай с букв и слогов, не бойся одновременно с этим учить ребенка писать – так они лучше запомнятся. Еще одно обязательное направление твоих усилий – развитие у ребенка фантазии и воображения. Чаще спрашивай на что похожи самые обыденные вещи – посуда, абстрактные картины художников, случайный прохожий или шелест травы.

Обучение маленького Тельца, Девы или Козерога требует от родителей много терпения, но окупается тем, что полученные знания уже никогда не "выветрятся" из его головы - ведь крепкая память это еще одна особенность Земли.

Легкий на подъем, любознательный и смешливый – вот характеристика воздушного ребенка. Он быстро схватывает новое, живо интересуется любой информацией, феноменально понятлив и умен. Родители только диву даются – в кого такой смышленый?

Воздушные дети начинают говорить раньше сверстников, лексикон их богаче и разнообразней. Они рано осваивают счет и очень логичны. Но вместе с болтовней (Близнецы), умением построить доброжелательные отношения со сверстниками (Весы) или "выкинуть" что-нибудь неожиданное (Водолей), они иногда удивляют родственников слишком логичным и расчетливым подходом к жизни – словно маленькие старички.

Сделай "упор" на развитии эмоциональности твоего ребенка. Учи его сочувствовать, любить, жалеть, переживать, волноваться – то есть, смотреть на мир со стороны души, а не разума. С первых месяцев жизни приобщай его к красотам природы – на прогулках вместе наблюдайте за птицами и насекомыми. Очень полезно было бы завести домашнего питомца, но если возможности такой нет – пусть ребенок заботится о цветах и растениях. Используй ролевые игры, но не "магазин" или "аптеку", а "дочки-матери", чтобы ребенок учился взаимоотношениям. Выбирай книжки не по принципу поучительности, а те, в которых прославляются добрые поступки.

При умении буквально "схватывать" на лету, воздушных детей не назовешь идеальными учениками. Они непоседливы, не любят долго задерживаться на одной теме, серьезно изучая ее. И если тебе удастся воспитать в нем усидчивость и серьезность, можешь считать себя корифеем педагогики.

Твой малыш иногда весел и оживлен, но чаще погружен в себя и кажется "тайной за семью печатями". С самого рождения было понятно, что он – человек эмоции. Ему легче всех других детей дается понимание мира чувств и взаимоотношений – даже в грудном возрасте он чутко улавливает настроение всех членов семьи и может "перенимать" его. Довольно музыкален, хотя не всегда стремится к занятиям музыкой. Умело создает свое личное пространство (Рак), активно меняет "под себя" окружающую обстановку (Скорпион) или подстраивается, адаптируется сам (Рыбы).

Он не выносит любого давления извне, плохо поддается контролю взрослых, бывает неорганизован и несобран. А все потому, что живет в своей собственной реальности. Вырастить ребенка, не создавая конфликта между внешним миром и его индивидуальной реальностью, и есть главная задача воспитания в случае водного малыша. Прежде всего, стоит заняться развитием его конкретного мышления с помощью конструкторов и головоломок. Обязательно уделить внимание развитию мелкой моторики рук, которая стимулирует деятельность мозга вообще и речь в частности (специальные упражнения, описаны во многих популярных пособиях). Начиная с двух лет обязательно учить счету, дробям и развивать математическое мышление.

Твой ребенок очень раним. Взращивая и защищая этот нежный цветок, воспитывай в нем жизнерадостность и умение управлять своими эмоциями. Но это вовсе не значит, что нужно скрывать или подавлять их. Чаще проси его рассказывать о чувствах, делиться своими переживаниями, не бояться обсуждать их. Учи не поддаваться плохому настроению и бороться с ним, и даже относиться к незнакомым людям и обстановке как к добрым и невраждебным.

Миссис Ванг из Пекина очень довольна своим малышом. В два месяца карапуз шокировал всех вокруг, произнеся осмысленные предложения… И это вместо того, чтобы капризничать. Когда чудо-ребенок голоден, он кричит: «Мама, мама! Молоко!» Необыкновенные способности сына счастливая Ванг объясняет своей рыбной диетой, потому как гениев в роду не было, да и воспитывает малыша она вполне обыкновенно. А вообще, с чего начинается гениальность?

Воспитать гения, помощь психолога, вопросы психологии Наследственность, капуста или космос?

Современные исследователи уверяют, что гениальность на 70—80 процентов зависит от врожденных признаков. Безусловно, у высокоинтеллектуального взрослого есть шанс произвести на свет себе подобного отпрыска.

Достаточно лишь, по мнению доктора Джо Тсайена и его коллег из Принстонского университета, увеличить в организме выработку белка NR2B, который благотворно влияет на процессы запоминания и обучения. Группа китайских ученых предлагает иной путь: для женщины в положении необходима рыбная диета. Немецкие ученые вывели свою формулу гениальности: возраст матери должен равняться половине возраста отца плюс 7 лет. Считается еще, если родители жили в разных местностях, шанс на рождение одаренного ребенка повышается.

Он без пяти минут кандидат наук, она получает второе высшее образование. Но иногда малыш может «недотянуть» до папы с мамой. Неспроста ведь мы говорим: «На детях великих природа отдыхает». На этот счет и своя теория есть. Предполагается, что за гениальность и шизофрению отвечает один и тот же ген. И если у родителей некая генетическая мутация проявилась гениальностью, то у деток фишка грозит лечь не столь удачно. Патология может быть вызвана хромосомными и биохимическими нарушениями во время внутриутробного развития, родовыми травмами, а также наследуемым недостатком обмена веществ.

Кто-то объясняет необыкновенные способности ребенка вспышками в космосе: бац – и в семье поморских рыбаков рождается Ломоносов, опа – и у старого кожевника появляется маленький Микеланджело. Но возьмите, к примеру, Пушкина и Толстого: у обоих было много детей, из которых ни один не пошел по стопам отца. Космические вспышки? Слишком сложно. А если рождение гения – обыкновенное чудо, которое ни спрогнозировать, ни тем более «заказать» нельзя?

Самый же разумный способ стимулировать развитие интеллекта ребенка – создание атмосферы любви, гармонии и терпимости. Будьте готовы любить своего ребенка не за то, что он вундеркинд, а за то, что он есть! Это очень здорово повысит ваши шансы стать родителями второго Эйнштейна.

Чувство меры. Чувство такта

В дословном переводе с немецкого «wunder-kind» значит «чудо-ребенок». Но если переставить местами части слова, получится «раненный детством». Факт: одаренные дети бывают особо «спонсированы» родительским упрямством… Известно, что искусным «дрессировщиком» называли Леопольда Моцарта. Маленькому Вольфгангу приходилось играть на клавире, клавиши которого были закрыты материей.

Как правило, задачу вырастить чудо-ребенка ставят перед собой родители, которые сами не смогли достичь в жизни сверхжелаемых высот. Взрослые почему-то не задумываются, насколько это нужно малышу. Да, он выдает результаты на уровне развитого человека… Но одновременно с этим берет от детства два основных впечатления: во-первых, приучается к постоянной похвале и не может воспринимать никакую критику, во-вторых, оттого, что его заставляют работать в режимах (будь то творчество или учеба), не свойственных детской психологии и физиологии, при первой же возможности перестает работать вообще. Не потому что ленивый, а потому что за свое «детство» запредельно устал…

Если вы заметили в чаде творческие способности и желаете их развить, не забывайте про чувство меры.

Крайности – и «дрессировка» маленького гения, и «попытка подольше подержать его в детстве» – одинаково опасны для ребенка. Ваш малыш любознателен: уже с младенческого возраста внимательно разглядывает предметы, старается понять, как «работает» та или иная вещь, эмоционально подключается к судьбам героев сказок… Не досаждайте ему своими установками. Лучше отведите малыша в специализированный центр дошкольного образования (просто откройте городской телефонный справочник), где опытные педагоги помогут ему найти себя и друзей – таких же маленьких гениев.


Вундеркинды поражают окружающих сверхранним развитием и недетскими достижениями. Авиценна, Гендель, Моцарт, Бетховен, Шопен - вот лишь некоторые имена юных гениев, покоривших наш мир. Редкий родитель не желает, чтобы его ребенок был вундеркиндом, но обычно за уникальные дарования приходится платить дорогую цену.

Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой: они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд. Увы, нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, перегружают их, что приводит как к физическим, так и к психическим недугам.
Так, Максим Садовников мечтал превратить свою дочь в настоящего гения. Она выступала на первенстве Москвы по гимнастике, пела с самой Гурченко и читала множество умных книг. В год отец выгнал мать дочки, чтобы не мешала его грандиозному педагогическому проекту. Режим Дианы с малолетства был расписан по минутам: подъем в шесть утра, пробежка 12 километров, несколько часов - гимнастика. За съеденную конфету - дополнительный кросс. Для закалки характера родитель сажал дочь на хлеб и воду, бил скалкой.

А в XIX веке подобный эксперимент над своим ребенком ставил известный английский ученый Джеймс Милль. К 13 годам его сын Джон Стюарт осилил геометрию по Евклиду, алгебру по Эйлеру, дифференциальное исчисление, логику, политэкономию, греческий и латинский языки. В подлиннике прочитал Эзопа, Геродота, Платона, Плутарха. Выросший Джон сожалел о потерянном детстве. Он с тоской восклицал: «Я никогда не был ребенком, я никогда не играл в крикет!».

Очень часто бывает так, что вундеркинды растрачивают отпущенный богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у бывшего вундеркинда зачастую приводит к тяжелым травмам. Людям, с малолетства привыкшим к восхищению окружающих, постоянно нужна подпитка успехом, они уже не в состоянии жить без этого наркотика. Без восторженных аплодисментов они теряют уверенность в своих силах.
Часто вундеркинды интеллектуально растут гораздо быстрее ровесников. Но ум должен созревать одновременно с душой, психикой. Когда такого не происходит, они, вступая во взрослую жизнь, «ломаются». Чересчур развитый интеллект вундеркинда нередко оказывается неподъемным для его души, обычно такие ребята отстают от сверстников и в плане физического развития, и в плане социализации. Дети, которые учатся со старшими по возрасту ребятами, либо чересчур возбудимы, либо слишком замкнуты.

Работать с одаренными детьми сложнее, чем с детьми из трудных семей, - Юные дарования постоянно стремятся прервать собеседника. Часто поправляют взрослых. Издевательски высмеивают окружающих в ответ на кажущуюся или явную обиду.

Что же нужно, чтобы реализовать свой талант в полную силу и не сойти с ума? Вот, например, Ациценна. Уже в три года он помогал отцу, сборщику дани, считать деньги. За несколько месяцев в школе наизусть выучил Коран - это сложно сделать даже взрослому, такой человек получает почетное звание хафиз. Авиценна следовал главному «правилу гениев»: испытывать искренний исследовательский интерес и получать удовольствие от того, что приносишь пользу другим. В этом случае ресурсы организма постоянно восстанавливаются и развиваются - талант живет в гармонии с законами человеческой природы.

Второе правило - вундеркинду важно уметь ставить собственные цели и достигать их.
В-третьих, чтобы гений вундеркинда счастливо реализовался, ему очень важно найти своего учителя.
Воспитать гения, помощь психолога, вопросы психологии


Откуда берутся гении

Гений есть явление исключительное, выбивающееся из общих правил, непонятное и настолько загадочное, что его природу трудно определить. Ведь определять — значит, ограничивать, а гений — существо, с одной стороны, демонстрирующее безграничную мощь сил и способностей, а с другой — полное самых невероятных противоречий.

Одна из загадок, всегда сопровождающих гения, — внезапность его появления на арене жизни в почти совершенном законченном виде. В попытках понять истоки и природу гениальности люди сломали множество копий. Одна из довольно распространенных точек зрения видит в гениальности своеобразное проявление безумия. Это отчасти связано с тем, что интеллектуальный и творческий заряд, излучаемый гением, намного превосходит уровень среднего человека. И у среднего человека на почве ревности и зависти появляется непреодолимое желание объявить гения сумасшедшим. Некоторые ученые прошлого столетия, поддавшись этому соблазну, попытались подвести под настроение агрессивных обывателей научную базу. Особенно прогремел труд Чезаре Ломброзо с красноречивым названием «Гениальность и помешательство». Автор книги не относится к противникам данного свойства и потому пытается найти его истоки в священных болезнях, насылаемых богами на людей определенного типа:

«Еще Аристотель... заметил, что под влиянием приливов крови к голове «многие индивидуумы делаются поэтами, пророками, прорицателями». Платон утверждал, что «бред совсем не есть болезнь, а, напротив, величайшее из благ, даруемых нам богами». Под влиянием бреда дельфийские и додонские прорицательницы оказали тысячи услуг гражданам Греции... Много раз случалось, что когда боги посылали народам эпидемии, то кто-нибудь из смертных впадал в священный бред и, делаясь под влиянием его пророком, указывал лекарство против этих болезней. Особый род бреда, возбуждаемого Музами, вызывает в простой и непорочной душе человека способность выражать в прекрасной поэтической форме подвиги героев, что содействует просвещению будущих поколений».

Подобную точку зрения разделяли такие разные люди, как Демокрит, Паскаль, Руссо, Гоген, Гейне. Она подкреплялась также анализом жизненных итогов многих великих людей, действительно не выдержавших испытания бременем гениальности и тронувшихся рассудком. Такая участь постигла Тассо, Свифта, Шумана, Генделя, Гофмана, Ницше, Чюрлениса. Но были среди гениев и те, кто обладал устойчивым умственным и душевным здоровьем: Платон, Моцарт, Гете, Кеплер, Лейбниц, Дарвин, Пушкин, Толстой (несмотря на все его кризисы и поиски), Рерих.

Другая точка зрения выводит гениальность на уровень проблемы богообщения. Древние римляне видели в гении Верховное существо, от даров которого зависит все течение жизни человека — ведь он и способствует появлению людей на свет, и определяет индивидуальность, и помогает правильно выбрать направление жизни. Свой взгляд на природу гения римляне во многом взяли у греков, которые обозначали этим именем дар богов, полноту душевных и умственных сил, а также пророческое начало. Свой Гений был и у Пифии, благодаря его влиянию прозревшей будущее, и у Сократа, которому Он (Гений) помогал проникать сознанием в тайны человеческих проблем и заранее предвидеть последствия своих дурных поступков.

Феномен гениальности тесно связан с состоянием вдохновения. Это вдохновение рождается изнутри гениального сознания, точнее говоря, даруется свыше и приводит гения к состоянию всезнания. Как сказал Отто Вей-нингер: «Гений есть тот человек, который знает все, не изучив ничего». Знаменитый физиономист Иоанн Каспар Лафатер ставил знак равенства между состоянием божественного вдохновения и гением. Внутренняя наполненность вдохновением приводит гения к глубокой внутренней вере в истинностьвсего, что он делает, отличающей его от обычного человека, который всегда ищет внешнего подтверждения.

Задумаемся — а все-таки каковы причины появления гения в данную эпоху, в данной стране? Четыре совершенно разных объяснения причины появления гениальных людей дают биологическая и историческая наука, психология и эзотерические учения.

Биология, точнее, генетика связывает появление гениев с факторами наследственности. Последние годы в мировой науке ведутся интенсивные исследования по обнаружению генов, ответственных за те или иные биологические и поведенческие программы в человеке. За один 1999 год были открыты гены материнского инстинкта, жестокости, сперматозоидов, мышц, чувствительности к боли, эпилепсии, артрита, сифилиса, авантюризма, наследственной глухоты, страха, самоубийства, курения, памяти. Множество ученых в разных странах ведут кропотливую и настойчивую работу по выявлению гена гениальности. Сегодня наука склоняется к тому, что какого-то одного-единственного гена, ответственного за рождение моцартов и рафаэлей, нет, а есть комбинация целого ряда генов и генетических программ. Много вопросов возникает в связи с весьма сложным механизмом непосредственной передачи гениальности — ведь все хорошо знают остроумное высказывание: «на детях гениев природа отдыхает». Большинство ученых полагает, что появление гения есть результат генетической и биологической работы многих поколений.

Совершенно иную картину дает историческая наука, утверждая, что своим творчеством гений отвечает на общественный запрос. Успешная реализация творческой программы гения и осуществление его миссии зависит от того резонанса, который встречают его идеи и открытия в обществе. Если резонанс есть, гений получает всемирное признание, нередко уже при жизни. Но если резонанс отсутствует, а гений не только по своему общему развитию (что и так очевидно), но и по своим идеям далеко опередил среду, тогда общество отвергает его, подвергает остракизму, осмеянию и, в лучшем случае, забвению. Причина, по которой один из гениев успевает получить признание при жизни, а другой обречен на лишения и забвение, остается в исторической науке до конца не раскрытой.

Психологическая теория гениальности исходит из его уникальной неповторимой природы. Главным признаком гениальности можно смело считать неповторимую оригинальность, самобытность, невыводимую ни из каких прежних открытий и достижений. Способности, качества и свойства гения, сочетания его интеллектуальных и нравственно-психологических черт образуют тот сплав качеств, который наилучшим образом подходит для выполнения высокой миссии гения. Это Же касается и психофизиологии гения.
Если мы обратимся теперь к решению вопроса — в чем именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании биографий и наблюдений, сделаем вывод, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной чувствительности первого. Дикарь или идиот мало чувствительных физическим страданиям, страсти их немногочисленны, из ощущений же воспринимаются ими лишь те, которые непосредственно касаются их в смысле удовлетворения жизненных потребностей. По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры намного более чувствительны, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством, хотя это только бинарные и кватернарные комбинации ощущений.
И все-таки наиболее полным и целостным взглядом на истоки гениальности является взгляд эзотерических учений, утверждающих, что феномен гениальности имеет Божественное Начало, которое в гении нашло идеальный проводник для своего выражения. Кто замечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает, сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает, передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое существо высшего рода, тот обладает гением, если же он делает все это так, как будто он сам существо высшего рода, то он есть гений. Отличительный признак гения и всех дел его есть появление; как небесное видение не приходит, а является, не уходит, а исчезает, так и творения и деяния гения. Не выученное, не заимствованное, неподражаемое, Божественное — есть гений, вдохновение есть гений, называется гением у всех народов, во все времена и будет называться, пока люди мыслят, чувствуют и говорят».

Эзотеризм утверждает, что гениальный человек — существо не от мира сего, независимо от того, рукоплещет ли ему мир в данный момент или, наоборот, освистывает его. Поэтому самое страшное преступление — это предать собственную миссию.

Отсюда очевиден вывод: искусственно создать гениев невозможно, ибо его родина — небо, Высший Мир, с велением которого он соотносится прежде всего. Попытки вырастить гения с помощью специальных усилий или даже прекрасного воспитания обречены на провал — вместо гениев они порождают злодеев. Это касается даже тех парадоксальных случаев, когда в качестве воспитателей выступают сами гении или выдающиеся таланты. Вспомним, что Нерона воспитал Сенека, а Александра Македонского — Аристотель.

Однако создать благоприятные условия для прихода гения вполне по силам человеческим. Для этого народ должен проникнуться волной творчества, как это, например, было в Италии в эпоху Возрождения.