Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Эмоции

Эмоции

Эмоция — это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него. Каждая эмоция имеет свой определённый биологический маркер.

То есть при переживании человеком определённой эмоции, в кровь начинают выделятся определённые гормоны, этой эмоции соответствующие. Человек почти постоянно испытывает какие-нибудь эмоции, хоть и не всегда эти эмоции достаточно выражены, для того, чтобы он их замечал. Человек — это своеобразный минихимзавод, на котором беспрерывно происходят химические реакции. Только на химзаводе эти реакции запланированы производственным процессом и находятся под контролем. А у человека реакции происходят непроизвольно, хотя, в той или иной степени тоже могут контролироваться и регулироваться.
А есть ли на этот счёт другие мнения? Может, эмоции всегда могут контролироваться и регламентироваться? Да, есть и такая точка зрения.
Любая эмоция проходит через наше воспитание и раскручивается только при идеологическом обосновании: "Я прав, моё переживание — правомерно". Если же вы понимаете, что возмущаться оснований (или целесообразности) нет, то, пошипев, эмоция сворачивается и гаснет. Если эмоцию разрешили — она выходит на волю. Но она пока ещё бледная и неживая. Чтобы разозлиться, как следует, нужно время — время на её раскрутку.
Любая ли эмоция, проходит через наше воспитание и раскручивается только при идеологическом обосновании: "Я прав, моё переживание — правомерно"?
Есть ли эмоции у животных? Безусловно, есть, кроме разве что эмоций стыда и вины, которая предполагает наличие самосознания.
Нужно ли животным для "раскрутки" эмоций идеологическое обоснование: "Я прав, моё переживание — правомерно"?
Предположим, что у человека все эмоции активизируются принципиально по-другому, нежели это происходит у животных.
• А некоторые эмоции у человека действительно активизируются по-другому.
Эмоции, которые считаются базовыми (или чистыми) — нужны ли им для "раскрутки" идеологические обоснования или нет?

1. Интерес-возбуждение
2. Удовлетворение-радость-торжество
3. Удивление-изумление
4. Печаль-горе-страдание
5. Раздражение-возмущение-гнев-ярость
6. Отвращение-омерзение
7. Презрение-пренебрежение
8. Стыд-застенчивость
9. Вина-раскаяние
10. Страх-ужас

• Помимо базовых есть и паттерны эмоций. Как это понять? Есть базовые цвета – белый, чёрный, красный, синий, жёлтый. А есть цвета – серый, оранжевый, розовый, которые получаются если смешивать белый с чёрным, красный с жёлтым и красный с белым, соответственно. Также и паттерны эмоций являются совокупностью базовых эмоций. Например, любовь складывается из таких эмоций, как интерес-возбуждение и радость. А депрессия образуется вследствие действия таких эмоций, как горе, вина, стыд и гнев, который не вылился в агрессию. Но, в отличие от красок, есть базовые эмоции, которые несовместимы друг с другом. Например – радость и горе, или презрение и интерес.

1. Итак, раскручивается ли эмоция интерес-возбуждение только при идеологическом обосновании: "Я прав, моё переживание (интереса) — правомерно"?
Впрочем, если интерес вызывает не что-то, а кто-то, то можно задать вопрос: "А стоит ли этот человек того, чтобы вызывать у меня интерес?". Однако отрицательный ответ на этот вопрос не гарантирует, что интерес тут же пропадёт. А положительный ответ не гарантирует, что интерес усилится.

2. Только ли при идеологическом обосновании: "Я прав, моё переживание (радости) — правомерно" раскручивается эмоция радости?

Ответ — нет. Если для радости есть повод и основание (способность в этот момент радоваться), то она, возникнув естественным образом, дальше искусственно не раскручивается.

А спонтанная (необоснованная) радость, скорее всего, улетучится, если вместо того, чтобы просто радоваться человек станет "загружаться" вопросом: "А чему я, собственно, так рад?".

4. Печаль-горе-страдание.

Горе и страдание вызваны каким-то объективно неприятным событием, и поэтому уже обоснованы. Идеологическое обоснование: "Я прав, моё переживание (горя-страдания) — правомерно" вряд ли будет способствовать дальнейшему раскручиванию эмоции горя.

Если человек находится в печали и хандре, то вовсе не обязательно, что он эту печаль-хандру для себя обосновал. Он может считать эту эмоцию необоснованной и неправомочной, но от этого она не исчезнет. Иначе не было бы людей, страдающих депрессией.
В США депрессии населения обходятся экономике в 47.5 млрд. долларов в год. И поэтому совершенно непонятно — почему автора столь оригинального и универсального изобретения избавления от горя и страданий до сих пор не удостоили хоть какой-нибудь награды!?

5. Раздражение-возмущение-гнев-ярость.

По-сути, это одна эмоция. Раздражение, гнев и ярость различаются по степени эмоциональной выраженности.

1. Гнев может активизироваться какими-нибудь событиями или стрессовыми ситуациями.
Физиологами установлено, что эмоция гнева может возникать непосредственно, лишь с помощью раздражающей стимуляции. И тут от человека совершенно не зависит — желает он иметь эту реакцию или нет.

Неприятные события, например, погружение в холодную воду, продолжительное воздействие высокой температуры, скверные запахи и т.п., вызывают у человека неприятные ощущения, которые являются непосредственным активатором гнева. Даже умеренное чувство дискомфорта, если оно длительно, может сделать человека раздражительным или, выражаясь языком психологии, снизить его порог гнева. Хотя интенсивность эмоции гнева зависит и от того, какой у человека "эмоциональный порог". Человек с низким порогом эмоции гнева более вспыльчив.

Первой и непосредственной причиной гнева выступает боль. Гнев является естественной реакцией на неожиданную боль от укола у маленьких детей. То есть, младенцы, которые ещё не умеют мыслить и не понимают, что с ними происходит, тем не менее, отвечают на боль эмоцией гнева. Грудные дети проявляли реакцию гнева на ограничение физической свободы — когда им держали руки и не давали шевелиться.

Вывод: процессы мышления, памяти, интерпретации, оценки не выступают в качестве необходимых причин для возникновения и развития эмоции гнева.

2. Гнев может активизироваться чувствами.
Эмоция гнева может развиться из эмоциональных состояний печали, стыда, неудачи, разочарования.

3. Гнев может активизироваться мыслями.
Например, причиной возникновения и развития эмоции гнева могут послужить глупые необдуманные, причиняющие вред другим действия какого-нибудь человека. Тут имеется в виду оценка этих действий.
Среди мыслей, которые могут спровоцировать у человека гнев, в первую очередь, можно выделить мысли о допущенной несправедливости, обмане. Гнев бывает вызван оскорблением — то есть мыслью-оценкой, что тебя оскорбили. Такой гнев называют праведным.
Если же вы понимаете, что возмущаться оснований (или целесообразности) нет, то, пошипев, эмоция сворачивается и гаснет.

Если эмоцию разрешили — она выходит на волю.
В принципе, она может выйти и без разрешения — вопреки воле человека. Это называется "человек потерял контроль над своими чувствами". Такое тоже бывает — не хотел, но не смог сдержаться.

Но она пока ещё бледная и неживая. Чтобы разозлиться, как следует, нужно время — время на её раскрутку.
Вначале, как правило, но не всегда, появляется чувство раздражения, которое переходит в возмущение, потом в гнев, и, наконец, в ярость. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы, подавляет страх. Гнев создаёт готовность к действию. Возможно, ни в каком другом состоянии человек не ощущает себя таким сильным и храбрым, как в состоянии гнева. В гневе человек чувствует, что у него "вскипает кровь", горит лицо, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его бросится вперёд, напасть на обидчика. И чем сильнее его гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человеку кажется, будто он взорвётся, если каким-то образом не даст выхода своему гневу. И если выход дан, то:
Полный оргазм. Кстати, кто любопытствовал — физиологическая картина практически идентичная. И с той же пользой для здоровья.
Если же человек, по глупости, позволил эмоции гнева "раскрутиться", а выплеснуться ей не дал, то вместо "экстаза телесного удовольствия", его ощущения будут весьма неприятны. И для здоровья вредны. Потому что он тем самым спровоцировал повышение диастолического давления.

• Жил-был один профессор, который имел очень вспыльчивый характер. Он всегда повторял, что какой-нибудь мерзавец его когда-нибудь доконает. Так оно всё и произошло. Профессор скоропостижно скончался от очередного приступа гнева во время какой-то научной полемики.

Если уж эмоция гнева "раскручена", то целесообразно как можно скорее дать ей возможность разрядиться. Но в каких случаях целесообразно позволять эмоции гнева "раскручиваться"?

Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать её. Наверняка в Вашей жизни бывали случаи, когда Вы, вспоминая об испытанном гневе, переживали смущение и стыд. Особенно — если Вам не удалось сдержать вспышку гнева перед человеком, которого уважаете и мнением которого дорожите. Вы стыдитесь того, что "потеряли контроль над собой". Гневные слова или поступки могут стать причиной разлада отношений между людьми.
Выражение гнева оправдано тогда, когда человек понимает, что если он сейчас проглотит обиду от оскорбления, то впоследствии будет жалеть, что достойно "за себя не постоял".
Коль речь зашла о "гневе праведном", то уместно упомянуть и об обиде. Ибо, как говорят некоторые психологи, за изнанкой гнева скрывается обида. "Праведный" гнев порождается теми же умственными механизмами, что и обида.

• Однако гнев вызывается и прочим факторами.
Но поскольку тема "Обиды" – очень обширная, то я посвятил её отдельную статью.
Ну что же, продолжим дальнейший обзор эмоций.

6. Отвращение-омерзение.
Нужно ли идеологическое обоснование: "Я прав, моё переживание (отвращения) — правомерно" для раскручивания эмоции отвращения?
Возможно. Хотя если кто-то испытывает отвращение, то навряд ли он в этот момент думает о том, насколько это отвращение правомерно.
Но голод может заставить человека питаться тем, что в результате воспитания всегда вызывало у него отвращение и отвергалось по идеологическим соображениям. Эмоция отвращения будет попросту подавлена, хоть испытывать его — вполне правомерно.

7. Презрение-пренебрежение.
8. Стыд-застенчивость.
9. Вина.

Нужно ли идеологическое обоснование: "Я прав, моё переживание — правомерно" для раскручивания всех вышеперечисленных эмоции?
Все эти эмоции, будучи активизированы каким-то событием, не имеют тенденции к дальнейшему усилению.
И оргазма от них не происходит.

10. Страх-ужас.
Здесь иногда имеет место тенденция к искусственному "накручиванию" и нагнетанию.
Хотя оргазм тоже не наступает.
Основания для любой эмоции есть всегда.
Не всегда. Если человек, страдающий от иррациональных страхов — так называемых фобий, будет обосновано думать: "Я не прав, моё переживание страха в этой ситуации — неправомерно", то фобия всё равно никуда не денется.
Или — он от фобии никуда не денется.
Фобия — необоснованное переживание.
Эмоцию не всегда можно рассматривать как функция разума, следовательно, вывод получается такой:
Утверждение "Любая эмоция проходит через наше воспитание и раскручивается только при идеологическом обосновании: "Я прав, моё переживание — правомерно"

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только 'читать' по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме 'наблюдателя' - той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Управление эмоциями

В "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом.

Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной. Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс... Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса - анестезия, кажется чудом? То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия - с этим скорее всего согласятся все. "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Но насколько велики должны быть эти усилия?

Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения "определенных усилий" - то есть тренировки. Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его...Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получить в нужной ситуации... Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване... А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать...

Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по - видимому вы должны уметь следующее:
-Вызывать эмоцию.
-Вызывать ее по желанию в любом контексте.
-Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).
-Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).
-Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться cлабо,сильно и очень сильно).
-Отделять одну эмоцию от другой.
Колода эмоций. Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием - состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле "долгих тренировок". Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды...Зачем ему нужно управление эмоциями, я думаю каждый сможет определиться самостоятельно. Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать 'Колоду' из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте 'эмоция' и 'состояние' идут как синонимы).
Например:
- Бодрость.
- Влюбленность.
- Восторг.
- Восхищение.
- Грусть.