Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Лечение страхов

Лечение страхов

Для лечения страхов требуется определить, в рамках какого психического расстройства они проявляются. Страхи могут встречаться при шизофрении (в этом случае они часто сочетаются с сенестопатиями, алгиями, ипохондрическими построениями), депрессии и наиболее часто в структуре невротических расстройств (особенно интенсивны страхи во время панических атак), расстройств, связанных со стрессом и нарушением адаптации (согласно международной классификации болезней МКБ – 10 в рубрике F4). Панические расстройства являются достаточно изученными тревожными расстройствами. Они встречаются достаточно часто - от 1,5 до3.5% лиц в общей популяции., преимущественно в молодом возрасте. Многие исследования, свидетельствуют о том, что панические расстройства, требующие врачебного вмешательства встречаются в 10% случаев.

Значимое место занимает чувство страха в клинической картине различных соматических заболеваний, например, при гипертонической болезни или бронхиальной астме страх является достаточно характерным симптомом, этих патологических состояний. Страх может быть и нормальной реакцией человека на ту ситуацию, в которой он оказался. Для отечественных неврологов многие проявления страха и паники нередко рассматривались в рамках нейро–циркуляторной дистонии, вегетативных припадков, диэнцефальных кризах.

Несомненно, правильный диагноз и определяет тактику лечения страха. С точки зрения патогенеза развития болезни следует лечить синдром (совокупность симптомов) и болезнь, а не ее отдельные проявления.

Субъективное переживание страха – ужасно, он даже может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, делая его абсолютно беспомощным или напротив , заставить бежать, поддаваясь паники. Люди больше всего боятся страха и стремятся избежать этой эмоции , как можно быстрее. В то же время, чаще всего больные, страдающие фобиями , не могут припомнить ни одного случая, когда то, что их пугало, причинило им хотя бы какой – то вред. Страх возникает, как правило, внезапно, без всяких видимых причин. Страх может появиться после стресса, причем стресса, не охарактеризованного специфической психической травмой.

Можно переживать состояние страха в различных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. По мнению, известного американского психолога К. Изарда, они ощущаются , воспринимаются человеком, как ситуации, в которых под угрозу поставлена его спокойствие и безопасность. Страх следует отличать от тревоги, последняя обычно неопределенно и диффузна, представляя собой неясную угрозу возможных событий будущего. Чаще всего тревога – это комбинация эмоций страха. Существует точка зрения. Согласно которой страх является лишь одним из проявлений этой комбинаций чувств. Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. Реакция испуга или возбуждения, удивления или интереса способны быть толчком для появления страха, поскольку они имеют определенное нейрофизиологическое сходство. По мнению американского психолога Томкинса (1962), «внезапное и полное освобождение от длительного и интенсивного страха активирует радость, тогда как частичное освобождение от страха вызывает возбуждение.

Как правило, страх достаточно конкретен:
клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств),
социофобия (боязнь скопления людей),
агорофобия (боязнь открытых пространств),
олиенофобия (страх сойти с ума) и др, но иногда,
страх может становиться генерализованным, распространяясь на разные объекты.

Для лечения страха обычно используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (элениум, феназепам, седуксен), однако , частый и бессистемный прием этих медикаментов приводит к формированию зависимости от данных лекарств, поэтому лечение такими препаратами должно быть жестко ограничено во времени (около двух недель). Можно сказать, что подобное лечение страха, скорее всего, окажется неэффективным и будет полезным только в сочетании с психотерапевтическим воздействием.

При приеме транквилизаторов для лечения страхов в ряде случаев преобладает седативный эффект с заторможенностью, в других случаях он сочетается с известной активизацией, стимуляцией. Неоднозначно и действие транквилизаторов, направленное на стабилизацию вегетативной системы. При приеме транквилизаторов сравнительно частыми жалобами больных являются: сонливость , заторможенность, снижение работоспособности. Мышечная слабость , иногда в виде общей слабости , у больных с органическими заболеваниями центральной нервной системы может нарушать координацию движений. Бывают преходящие головокружения, нарушения менструального цикла и задержка эякуляции. Вследствие вышесказанного, первоначально высокие ожидания от эффективности лечения страха транквилизаторами сменились повсеместным разочарованием.

Современный этап лечение тревоги и лечения страхов берет начало с 60-х годов ХХ столетия, когда была обнаружена эффективность лечения этих состояний с помощью антидепрессанта - амитриптилина, способного купировать даже панические атаки (в настоящее время данный антидепрессант в связи с большим количеством побочных эффектов не используется для терапии панических атак). В дальнейшем было показано, что кломипрамин, который имел преимущество в скорости наступления эффекта купирования тревоги ожидания и ситуационных панических атак.
В последние годы для лечения выраженных и стойких проявлений страха, несмотря на частый невротический генез этих состояний, используются антидепрессанты, влияющие на обмен серотонина.

Как побороть страхи
Каждый человек в тот или иной момент своей жизни испытывает страх. Какие-то из наших страхов преследуют нас с детства, какие-то мы обретаем уже во взрослой жизни. Как страх воздействует на наше сознание? Как научиться им управлять?
Порой страх так сильно воздействует на наше сознание, что во многом определяет наше поведение, наше эмоциональное и физическое состояние. С ним можно смириться, принять его как часть действительности и собственного существования, а можно научиться им управлять, и, более того, его использовать. За время этого трехчасового тренинга вы: научитесь распознавать механизм и функции ваших страхов сможете определить варианты проявления страха; - почувствуете, как использовать энергию страха убедитесь, что страх может стать вашим союзником узнаете, как при помощи своих страхов сделать жизнь более интересной и яркой.

страх, помощь психолога, вопросы психологии
Преодолей свой страх
Абсолютно свободных от страха людей не существует. Человек, беззаботно гуляющий по ночам в пустом сквере, может смертельно бояться квартирных воров. А смелая бизнес-леди, только что отвадившая от своей фирмы незваных гостей, с ужасом смотрит в зеркало, увидев видимую только ей морщинку. Существует несколько категорий страха, которым подвержены мы все.

Страх быть отвергнутой – считается, что когда мужчина «отвергает» женщину, её самолюбию наносится сильнейший удар, от которого та вряд ли оправится. Возможно, для кого-то это утверждение и не лишено оснований, но в большинстве случаев это проблема исключительно «отказавшейся» стороны, а не ваша. В самом деле, почему вы должны трястись от страха в ожидании того, что он встретит ненароком «блондинку своих грез»? Да если она согласится с ним жить, ей памятник надо ставить! Не забывайте народную мудрость – «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло».

Страх болезни – этот страх знаком многим. Причем выражается он весьма своеобразно. Всем известно, что чем раньше поставлен диагноз, тем легче лечение. Но как чаще всего поступает женщина, обнаружившая у себя необычные симптомы? Она предпочитает подождать и понаблюдать: а вдруг рассосется? Страх услышать «роковые слова» вынуждает нас заниматься самолечением, посещать всяких экстрасенсов, хотя проще и безопаснее было бы пройти медицинское обследование. Учтите, в большинстве случаев те ужасы, которые вы себе напридумывали, вызывают у врачей смех: «кошмарные» диагнозы подтверждаются не так часто, чтобы позволять себе рыдать ночи напролет из-за какого-нибудь жировика.

Страх смерти – он делится на 2 подвида. Первый - как правило, удел атеистов. Его можно выразить примерно такими словами: «Как же так, все останется, а меня с моими проблемами больше не будет?» Другой подвид данного страха – удел людей верующих в то, что каждому «воздастся за грехи его». Таких с каждым днём становится всё больше и больше. Но вспомните другую цитату – «Один раскаявшийся грешник для Господа дороже, чем сотня праведников».

Страх нищеты – этот страх мучает многих. И чем богаче человек, тем больше он боится всё потерять. Что поделаешь: время-то нестабильное, любой банк может лопнуть в самый неожиданный момент. Единственный способ надежно сохранить свои капиталы – переправить их в Швейцарию. Но это не всякому доступно. Но иногда страх перед нищетой играет и позитивную роль – он заставляет достигать всё новых карьерных высот и становиться всё более квалифицированным специалистом, чтобы никогда не остаться без работы.

Страх перед преступностью – справиться с этим страхом можно только одним способом: не ходить поздно вечером по улицам. А если уж пришлось идти – ни в коем случае не показывать свой страх. Несчастное, перепуганное существо, шарахающееся от любой тени, провоцирует агрессию. Точно так же не стоит мяться и жаться, решая, вызывает ли доверие мужчина, намеревающийся сесть с вами в один лифт. Лучше скажите прямо: «Я не поеду!» Безопасность важнее правил хорошего тона.

Страх начальственного гнева – здесь лучшая методика борьбы с шефом – не бояться его. Нужно чётко и внятно объяснить ситуацию, в которой у вас что-то не получается, довести до его сведения, что вы сделаете всё, что в ваших силах, и что такого больше не повторится.

Страх одиночества – считается, что одинокая женщина несчастна, и вы поневоле поддаётесь этому стереотипу. Вам не о ком заботиться, некому стирать носки и печь пирожки, когда хочется только одного – отдохнуть от работы. Разумеется, есть люди, которые действительно страдают от одиночества. Но таких абсолютное меньшинство по сравнению с теми, кому этот страх просто внушили.

Тот, кто знает своего врага в лицо, вооружен! Посмотрите в глаза своему страху, придумайте ему смешное прозвище и не переставайте узнавать его каждый раз, как только он попытается схватить вас за горло! Мысленно говорите: «А, это снова ты, рыжий гадкий ужастик… Привет, я тебя знаю!»

Страх жизни
Весь наш мир построен на страхе. Мы ничем, в сущности, не отличаемся от индейцев племени Тумба-Юмба, дрожащих от страха при первых раскатах грома. Мы ничем не лучше жителей средневековой Европы, изнемогающих от страха в период расцвета инквизиции. Или лучше? Может быть, цивилизация принесла нам с вами не только телевидение, вещающее о новых терактах и массовых убийствах, не только атомную бомбу, способную уничтожать целые миры, не только химическое, бактериологическое и другие виды вооружений?

Да, конечно, не только волны страха и ненависти омывали на протяжении столетий жителей планеты, кажущейся из космоса нежно-голубым мирным шариком. Мы ездим на шикарных автомобилях, пользуемся Интернетом, используем микрочипы для сохранения колоссальной информации. Человечество изобрело пенициллин, успешно борется со многими болезнями, ранее считавшимися неизлечимыми. Мы знаем теперь, что такое гуманность, и не представляем жизни без микроволновок.

Мы стали другими. Но в душе, «в стержне», как выражался один из моих университетских преподавателей, остались теми же, что и первейшие люди на Земле. Мы боимся. Кто-то меньше, кто-то больше. В какой-то стране страх вызван возможностью расстрела за политические убеждения, где-то боятся ночных бомбежек, кто-то с замиранием сердца ожидает новых атак безумцев-террористов. Мы живем в мирной стране, где, слава Богу, нет вооруженных конфликтов и кровопролитий, которыми, к слову, все чаще пугают нас народные избранники, забывая о том, что не стоит произносить некоторые слова вслух, дабы не «накликать». Нас не бомбят, нет у нас расстрелов за политические предпочтения (криминальные расстрелы активизировались и реанимировались, конечно, но не о них речь), не стучат по ночам в двери сотрудники спецслужб, для того чтобы увести во мрак человека и не привести уже никогда назад. Но страх в нас жив. Возможно, где-нибудь в Камбодже, где разгуливают люди с автоматами Калашникова, наши страхи показались бы смешными и нелепо-детско-глупыми, но для жителей нашей страны страхи и волнения, не дающие вздохнуть полной грудью, весьма актуальны. Итак, чего мы боимся…

Страх смерти

Страх номер один. Этот страх присущ всем существам, живущим на земле, за исключением, возможно, некоторых видов животных, не имеющих мозгов в должном количестве. Люди во все времена боялись старой клячи с косой. Возможно, в древней Спарте смерть являлась чем-то очень хорошим, о чем я не без удивления узнал из американского фильма «300 спартанцев». Но так как из того же фильма я узнал, что спартанцы расхаживали в кожаных трусах-стрингах и красных плащах, я могу сделать закономерный вывод о том, что создатели оного блокбастера просто весельчаки с нетрадиционной сексуальной ориентацией, получавшие в своих колледжах двойки по истории.

Смерти боятся все. Страшно попасть под машину, страшно совершить смертельный полет с шестнадцатого этажа в неисправном, отслужившем все сроки лифте, страшно разбиться в маршрутном автобусе, управляемом одержимым жаждой наживы пареньком, возомнившим себя вторым братом Шумахера. Страшно. Но не только эти ассоциации вызывает сейчас у людей призрак смерти. Есть еще кое-что. Самым последним правом, имеющимся даже у приговоренных к расстрелу, является право быть похороненным по-человечески. И по существующему законодательству каждый гражданин имеет право быть погребенным вне зависимости от социального статуса и материального положения. Государство, по закону, обязуется обеспечить любому усопшему место на погосте.

Страх начальства
Этот страх относится к разряду безобидных. Начальства боятся все. Существуют целые династии тех, кто дрожал, дрожит и, скорее всего, будет дрожать перед начальством. Люди начинают заикаться, глупо улыбаться, путать слова и гордиться рукопожатием с каким-нибудь царьком фирмы по продаже бэушных домашних тапочек. Ведь это же начальство! Страшно! А царек слова лишнего не обронит (его слова – на вес золота). А царек смеется только своим шуткам (и вместе с ним смеется коллектив, кто не засмеялся – на заметку). И что такого страшного в нем? Чем он так грозен? Отними у царька телефон за тысячу долларов, вытряхни из машины стоимостью в пятьдесят его телефонов, из пиджака его выверни – и все. Пшик останется. И смотреть-то не на что. Ан нет! Боится люд начальства страхом животным. Даже и вид делает, что не боится, а все равно дрожит внутри, подобно осиновому листику в грозу…

Увольнение
Страх перед начальством является ни чем иным, как младшим братом страха перед потерей работы. Страшно! Работа не волк – это уже не актуально. Работа – это не то, что волк, это арабский скакун, обожающий леса. Того и гляди скроется в чаще, где ищи его, свищи… В результате того, что страх перед потерей работы столь серьезно культивирован в нашем обществе, сплошь и рядом происходят ситуации, когда человек «прикипает» одним местом к дерматиновому креслу в офисе своем душном, где платят ему ровно столько, сколько необходимо не лишенному интеллекта индивидууму для того, чтобы он мог почувствовать себя счастливым. Ведь для счастья, как нам известно из высокохудожественных фильмов и из рассказов очевидцев, нужно совсем немногое. Отложил деньги на машину раз в месяц, отложил деньги на квартиру раз в месяц, отложил деньги на питание, на жилье съемное, на… на… на… Потом сходил с женой в ресторан… И дальше живешь. Работаешь. Ждешь зарплаты. Так и до пенсии дотянуть можно. А там, на пенсии, и страх номер один липкой рукой за горло возьмет…

Жизнь без страха
К сожалению, я не смогу раскрыть весь спектр страхов, мучающих киевлян и украинцев вообще, в одной статье. Вернее, смог бы раскрыть, да статья должна была бы быть раз в пятьдесят больше. Слишком много страхов в нас сидит, слишком срослись мы с ощущением того, что «кто-то» придет и накажет нас за «что-то». Мы привыкли к запугиваниям, пропечатанным в листовках, которыми обклеены наши с вами парадные. В листовках тех рассказывали раньше о том, что инфраструктура ЖКХ разваливается, и слезно просили платить по счетам. Теперь на парадных другие объявления. В объявлениях тех – угрозы. «Отключим, обрежем, отнимем, накажем!» И те, кто печатает подобное, прекрасно знают, что угрозы действуют намного сильнее просьб.

Народ мой просьб не понимает. А к угрозам в свой адрес относится весьма положительно. С пониманием. Да и я сам сейчас пишу вот эти самые строки, а мысли в голове роятся, шепчет мне внутренний голос – «Бойся! Не поднимай некоторых тем… Не поднимай!!! Бойся…» Не хочу бояться. Устал, знаете ли. И вам не советую. Живем только раз. И умрем только раз. И дай нам с вами Бог узнать, что такое жизнь без страха, ранее, чем окажемся мы на смертном одре…