Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Психологические термины 2

Психологические термины 2

Барьер смысловой
Взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл.

Барьеры психологические
Психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, 'страх сцены').

Батарея тестов
Рефлекс, всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов.

Безусловная реакция
Врожденная (не требующая для возникновения и проявления особых условий - безусловная) реакция организма на адекватное раздражение рецепторов. Безусловные реакции однотипны для животных одного вида.

Беседа
Метод получения информации на основе вербальной {словесной} коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии {социальной, медицинской, детской и др.}.

Бессознательное
Теоретический конструкт, призванный объяснить психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости; поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации; подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Биогенетический закон
Теоретическая модель, предложенная Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которой в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение ('рекапитуляция') признаков, свойственных их биологическим предкам. Онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенеза. Эта модель была распространена на развитие психики человека, в соответствии с чем психическое развитие индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение ребенка.

Биологическая обратная связь
Процедуры, которые позволяют с минимальной временной задержкой информировать человека о состоянии его телесных функций, за счет чего возникает возможность их сознательной регуляции. Есть опыт использования ее для изменения температуры тела, глубокой мышечной релаксации, снижения артериального давления, изменения кислотности желудочного сока и т.д.

Биологические часы
Внутренние генетически запрограммированные ритмические механизмы, служащие для временного упорядочивания биологических функций и поведения. Базовыми являются биологические эндогенные механизмы в виде короткопериодеских химических или физико-химических процессов клеточного уровня. На их основе работают механизмы с суточной, лунной, сезонной периодичностью.

Бихевиоризм
Психологическое направление, начало которого было положено американским психологом Дж. Уотсоном. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции) и приобретенные (привычки, мышление, речь). В дальнейшем в схеме S - R появились 'промежуточные переменные' (образ, цель, потребность).

Бодрствование
Поведенческое проявление активности нервной системы или функционального состояния человека в условиях реализации им той или иной деятельности. Бодрствование периодически сменяется сном, образуя цикл бодрствование - сон.

Боль
Психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности.

Бред
Представления человека с психическими расстройствами не соответствующие действительности. Бред может быть систематизированным, связанным с одной темой (параноидный бред преследования, ревности, величия и др.), несистематизированным, не привязанным к одной теме (шизофренический бред с отсутствием взаимосвязей между мыслями) или комбинированным (шизофренический бред параноидного типа).

Брейнсторминг
специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, расчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

Буферная память
Кратковременная память, в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование).

Валидность теста
Один из основных критериев оценки тестовых результатов. Понятие валидности отражает прагматическую идею обязательной практической {применительно к науке, эмпирической} проверки качества измерения психологических свойств человека.

Вегетативный отдел нервной системы
Отдел нервной системы, представляющий собой совокупность регуляторов вегетативных систем. Функцией вегетативного отдела нервной системы является регулирование внутренней среды организма, то есть поддержание гомеостаза, управление функциями вегетативных систем. Вегетативный отдел состоит из двух частей - симпатической и парасимпатической. В отличие от соматического отдела нервной системы, вегетативный отдел нервной системы непосредственно почти не контролируется сознанием.

Вера
Особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения, фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека.

Вербальное мышление
Словесно-логическое мышление. Мышление в целом составлено тремя основными взаимодействующими видами: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или вербальное мышление. В отличие от первых двух видов, непосредственной опорой вербального мышления, категории идеальной, является язык, явление физическое, материальное по своей природе. То есть при вербальном мышлении мысли оформляются и выражаются посредством языка.

Вероятностное прогнозирование
Предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из гипотез приписывается определенная вероятность.

Взаимодействие
Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

Викарное научение
приобретение человеком знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

Влечение
Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы. Характеризуется достаточно яркой эмоциональной окраской и отсутствием сознательных целей по достижению предмета потребности. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению механизмов психологических защиты.

Влечение к жизни
Теоретический конструкт психологии З. Фрейда. Одна из двух основ жизнедеятельности человека. Представляет собой форму мотивации, направленной на сохранение, поддержание жизни. Является прежде всего в сексуальных влечениях и стремлении к самосохранению. Противопоставляется влечению к смерти.

Влечение к смерти
Теоретический конструкт психологии З. Фрейда. Одна из двух основ жизнедеятельности человека. Стремление к разрушению и саморазрушению. Представлено прежде всего агрессией. Противопоставляется влечению к жизни.

Влияние
Процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним.

Внимание
Процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Внутренняя речь
Скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь.

Внушаемость
Повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритичная готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении, при чтении книг, при восприятии рекламы. Определенные условия, такие как утомление, заболевания, стресс, дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени внушаемости индивида.

Внушение
Неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Возбуждение
Свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение - основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки.

Воздействие
Целенаправленный перенос движения, информации на других {в том числе материальных агентов} от одного участника взаимодействия к другому.

Возраст
Качественно специфическая ступень онтогенетического развития. В жизни человека принято выделять следующие возраста: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3), дошкольный возраст (от 3 до 6-7), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12), отрочество (от 11-12 до 15-17), юность (от 15-17 до 19-21), молодость (от 19-21 до 25-30), зрелость (от 25-30 до 55-60), старость (от 55-60 и старше). Каждый возраст в человеческой жизни имеет определяется нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

Возрастная психология
Раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности.

Возрастная психофизиология
Раздел психологии, изучающий процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности. Наиболее существенное значение для нормального психического развития ребенка имеет созревание его головного мозга: он рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга, за счет которых обеспечивается адекватная адаптация и создаются условия для психического развития. Дальнейшее созревания коры головного мозга затрагивает его задние отделы, достигающие относительной зрелости к 6-7 годам, и передние, созревание которых может закончиться уже в период юности.

Возрастные кризисы
Феномены психического развития. В теории Л.С.Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.

Воля
Способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания.

Воображение
Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какого-либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах.

Восприятие
Процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.

Воспроизведение
Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Различается непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи, и произвольное, обусловленное реализацией особой задачи. Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам.

Врабатывание
Процесс адаптации к актуально осуществляющейся деятельности. При врабатывании повышается возбудимость и функциональная подвижность нервной системы, усиливается концентрация возбуждения нервных процессов. Подобная настройка приводит к уменьшению времени выполнения операций, повышению ритмичности работы и ее производительности. Врабатывание обычно завершается в первый час работы, после чего наступает устойчивое рабочее состояние.

Время реакции
Интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.

Выразительные движения
Проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида посредством мимики (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимики (движения тела, осанка, жесты), интонации речи. Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции.

Высшая нервная деятельность
Нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которое может обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным.

Высшие психические функции
преобразованные под влиянием жизни в общстве, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С.Выготским в рамках культурно-исторической теории развития.

Вытеснение
Форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение неприемлемых влечений и переживаний из сознания.

Выученная беспомощность
Особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализации, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие - происходит отказ от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Приводит к депрессии.
Психологические термины >> , 3,4,5,6,7,8,9