Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Практическая психология - технология счастья

Практическая психология - технология счастья

Человек для практической психологии - это носитель потребностей. А несчастный человек - это тот, чьи потребности не удовлетворены.

Значит, управление потребностями (вроде бы это есть претензии практических психологов) - технологическая основа счастья. Например, приходит клиент к "практическому психологу" с жалобой на горе, скажем, от неудавшегося брака. А тот ему: ты должен осознать, что НА САМОМ ДЕЛЕ в этом браке и не нуждался!

Человек приходит с жалобой на горе. А задача практического психолога сделать так, чтобы горе исчезло. Любым способом. Слова "технология счастья" здесь применимы постольку, поскольку счастье здесь – цель, а работа с психологом включает обычно "технологию" ее достижения. Обычно для этого используется действие, называемое "осознать", означающее проверку "потребности" (проблемы) на истинность для данного человека и данного случая. Для одного истина - осознать, что он не нуждался в браке, для другого - осознать, что наоборот: очень нуждается в глубине души.

Что является критерием истинности?

Я держу в сознании одновременно две вещи. Первая - что есть некие общие "законы Вселенной", один из которых, например, простыми словами звучит так: если человек не хочет вступать в брак и иметь детей - значит, что-то с ним не в порядке.

Другая вещь - право на личный выбор, которым обладает каждый человек. Человек может сказать "Я выбираю не иметь детей" - и никакой психолог ничего с этим фактом сделать права не имеет. НО - имеет право на проверку: точно ли осознает человек, что именно он выбирает, принимает ли он полную ответственность за этот выбор. Если выяснится, что да - флаг ему (человек) в руки, если нет - психолог может действовать.

Есть право человека на произвол в отношении себя как принцип личной свободы и, соответственно, личной же ответственности.
Причем личная ответственность - непременное условие для осуществления права. И задача фасилитатора (консультанта, психолога) именно в том, чтобы помочь человеку понять, в чем состоит его ответственность. И тогда человек или принимает ее и осуществляет свое право, или не принимает и от права отказывается.

Что касается потребностей. Клиент хочет быть счастливым, но именно он решает, что будет для него счастьем. "Доктор, сделайте так, чтобы я захотел написать эту чертову диссертацию!" Психолог в этой ситуации может а) сделать так, чтобы захотел или б) разобраться с желаниями и нежеланиями клиента по поводу диссертации.
Первый вариант - "технологическая основа счастья", потому что в результате будет написанная диссертация. Второй вариант - нетехнологическая основа счастья, потому что результатом может быть брошенная диссертация (то есть, результат может оказаться противоположным заказанному). Но человек будет счастлив в обоих случаях.

Человек решает, что будет для него счастьем". Слово решает здесь выглядит двусмысленным. Он решает, какой из своих потребностей отдать предпочтение? Или он решает какую потребность он хочет иметь? Т.е. "потребность" - это то, что дано или то, что может быть назначено себе самим человеком?

"Назначено" - в каком-то смысле вполне подходящее слово.

Человек с диссертацией из моего примера на приеме у психолога может выяснить, что у него два варианта пути, каждый из которых, как он думает, принесет ему счастье. Или написать и улучшить свою карьеру, или не писать и посвятить это время написанию книги (или изучению редких пауков). На этом месте психолог, по моему мнению, должен предоставить человеку возможность сделать выбор между своими же собственными представлениями о счастье.

Человек, подумав, выбирает. Он говорит: я выбираю написание книги отложить на после пенсии, а сейчас хочу сделать карьеру и получать хорошую зарплату. С этим выбором ему будет намного легче дописать диссертацию: он взвесил альтернативы и сделал выбор. Сам. Или наоборот: он подумал и понял, что без диссертации можно прожить, а за ненаписанную книгу он себя не простит. И с облегчение бросает диссертацию, чтобы приняться за книгу. И в этом случае он тоже выбрал свое счастье, а заодно - взял на себя ответственность за последствия НЕ написания диссертации.

"Счастливость" человека в любом случае достигается его ощущением самостоятельно сделанного выбора. "Я это выбрал", "Я сам решил", "Я поступаю в соответствии с решением своего сердца".

Честно говоря, особенно меня интересует возможность навязать человеку его "самостоятельное" решение.

Навязать можно, это зависит от нечистоплотности или неграмотности консультанта и от прошлого опыта, воспитания и силы личности клиента.

НО - опыт психологии говорит, что в случае действительно жизненно важных решений (выбор профессии, супруга, рождение ребенка) человек в конце концов всегда выберет сам, и поступит так, как хочет он. Иными словами, если истинную потребность выявить не удалось, или по каким-то причинам от ее реализации отказались, она себя проявит потом в форме протеста против неправильно сделанного выбора. Как бы его ни уговаривали, как бы ни повышали и ни понижали мотивацию - это только временное явление, если она не отражает реальное, внутреннее положение дел. Человек бросит работу, разведется, оставит ребенка у родственников или наоборот - порвет с родственниками ради ребенка. Вариантов множество, смысл тот же. Только самостоятельно сделанный выбор, сопровождаемый полной ответственностью за него (читай - выбор, совершенный в соответствии с истинной, внутренней потребностью), останется с человеком по-настоящему, и будет ощущаться им как осмысленный, как часть жизни, как счастье.

Рассказали такой случай. Женщина пришла к психологу с тяжелой болезнью сердца. Разобравшись, они обнаружили, что женщина имеет внутреннее намерение умереть (нашли конкретную причину). "Что будем делать?" - спросил психолог. "Спасибо, доктор, теперь я готова умереть с чистым сердцем", ответила женщина и спокойно ушла. Через короткое время она оказалась в больнице, перенесла тежелейшую оперецию, ее спасли чудом. Еще через полтора года она вернулась к тому психологу и сказала: "Теперь я хочу жить, помогите мне". После прохождения терапии наступило выздоровление.

Можно только догадываться, что чувствовал терапевт, когда его клиентка с просветленным лицом ушла от него со словами "я иду умирать, спасибо, доктор". Но я думаю, что это был хороший терапевт.

Успех влечет за собой новый успех.

Многие скорее склонны видеть собственные неудачи и недостатки, чем осознавать свои достижения и успехи. Добившись чего-то, мы несколько дней или недель испытываем радость, а потом ставим перед собой новые цели и ориентиры. Нас слишком быстро покидает чувство удовлетворения от достигнутого; вскоре мы вообще забываем, что получили желаемое. Все внимание концентрируется на новых целях и желаниях, и ощущение радости от прошлых достижений пропадает. Так человек попусту растрачивает мощнейшую энергию успеха.

Концентрируясь на том, что еще не достигнуто, мы неосознанно укрепляем в мозгу мысль о собственной несостоятельности. Человек может повторно использовать энергию успеха от своих прошлых достижений, добиваясь поразительных результатов. К сожалению, он делает это очень редко.

Мы концентрируемся на том, чего хотим добиться, полностью забывая о своих предыдущих достижениях. Зачем зацикливаться на том, чего у вас нет? Все мы в чем-то терпим неудачи. Научитесь поощрять себя за настоящие и прошлые победы, пусть даже самые незначительные. Ищите моменты, которые позволяют вам чувствовать себя сильным, удачливым и гордиться собой. Радуйтесь даже самой малости и используйте ее, чтобы почувствовать успех сейчас. Это поможет вам добиться его и в будущем.

Признание успеха особенно эффективно, когда вы пытаетесь достигнуть новых целей. Ищите моменты, которые можно признать успешными. Признавать нужно не только явное, но и вообще все. Ваши положительные качества не менее реальны, чем отрицательные, поэтому гордитесь ими. Почувствуйте успех, позвольте своему мозгу несколько минут наслаждаться уже достигнутым успехом.

Это прием можно использовать не только для достижения какой-то конкретной цели, но и для того, чтобы добиться успеха в целом. Выделите десять минут прямо сейчас и выпишите на лист все свои сильные стороны, касающиеся всех аспектов вашей жизни в прошлом и настоящем.

Примеры:

Я со вкусом одеваюсь.
Я преуспеваю на работе.
Я творческая личность.
Я много знаю о...
Я разговорчив.
Я щедр.
Я хорошо рисую.
Я оптимист.
Я осторожно вожу автомобиль.
Со мной приятно общаться.
Не останавливайтесь на этом - ваши положительные качества безграничны.

Составьте максимально полный и длинный список: он должен содержать не менее двадцати пунктов. Избавьтесь от ложной скромности, доверьте бумаге все, чтобы наглядно представить, сколько у вас причин для гордости. Именно в этом состоит цель этого упражнения - заставить вас осознать, что вы вправе гордиться собой. Эти положительные чувства вызывают ощущение успеха, которое послужит основой ваших будущих удач.

Подобный прием можно применить для достижения любой цели. Составьте список, содержащий не менее десяти пунктов, признаваемых вами своими заслугами, которые, на ваш взгляд, помогут в достижении поставленной цели. Например, пытаясь получить место торгового агента, можно составить список качеств, которые могли бы пригодиться вам в этой работе и, следовательно, выделить вас из числа других кандидатов на это место.

Ваш список может выглядеть так:

Я доброжелателен.
Я умею общаться с людьми.
Люди меня любят.
Я умею работать с людьми.
Я прирожденный продавец.
Я прекрасно справлялся с работой на своем предыдущем месте,
Я умею убеждать людей.
Я талантлив.
Я со вкусом одеваюсь я хорошо выгляжу.
Я организован.
Я много работаю.
Я добиваюсь поставленных целей.
Если вы не составите такой список, то можете пойти на собеседование, просто надеясь получить это место. В этом случае необходимо быть уверенным, что имеешь достаточную подготовку, чтобы получить это место.

"Успех влечет за собой новый успех", а вы уже преуспели во многих областях. Чем больше вы ощущаете исходящую от этих предыдущих побед энергию, тем больше привлекаете к себе успеха извне. Поэтому составляйте такие списки. Питайте свой мозг. Работайте энергично. Живите активно. Никогда не умаляйте своих достоинств. Никогда не переставайте верить в себя.

Признавайте, признавайте и еще раз признавайте свои достоинства.