Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Детский невроз

Детский невроз

Полное название этого неприятного недуга - невроз навязчивых движений. Различают навязчивые движения и тики. Это близко, но не одно и то же. Тик - это непроизвольное сокращение мышц, в результате которого происходят всевозможные подергивания. Тик невозможно контролировать, более того, зачастую человек даже не замечает и не ощущает своих тиков и узнает о них от окружающих.

Тики, кстати, далеко не всегда имеют невротическую природу и вообще хоть раз в жизни случаются с каждым из нас. Бывает, что у человека от усталости подрагивает веко или кривятся губы. Тело как будто автономно от нашего сознания сбрасывает переизбыток напряжения. Знакомо? То же происходит с ребенком. И причина может быть та же - переутомление в школе, дома, нездоровая обстановка вокруг, переизбыток информации, постоянное нахождение в условиях повышенного шума и т.д. Если скорректировать режим дня и снизить нагрузку, тики могут уйти так же незаметно, как появились.

С медицинской точки зрения, тики - результат сбоев в работе отделов головного мозга, отвечающих за движения, тонус мышц. Иногда, в период интенсивного роста - результат временно возникшего диссонанса в работе головного и спинного мозга (проще говоря, организм подростка развивается быстро, но неравномерно, и части нервной системы не успевают друг за другом). Справиться с тиками помогают успокоительные препараты, всевозможные релаксации, умеренная, но регулярная физическая нагрузка. Естественно, подбирать лечение должен врач - психоневролог. Главное, ребенка при этом не залечить, чтобы не привить особый и столь часто встречающийся «кайф от болезни».

Откуда берется «кайф»?
Причина, в общем-то, понятна. В подавляющем большинстве на детей мы обращаем внимания мало. И даже не потому, что мы такие уж плохие родители. Просто пока он есть и здоров, бегает тут рядом, ноет «мама, мама...», чего-то требует, «глушит» дом «ужастиками», не приходит в голову, что ему нужно какое-то особое внимание. Да и дел по дому навалом, отдохнуть хочется... И вдруг у него появляются какие-то тики, подергивания. Все! Кошмар! Что же делать? Ребенка запустили!!! Да еще и суровый доктор с умным видом рецепт выписывает. Вот на этом этапе и начинают ребенка залечивать и залюбливать. И от него, естественно, не укрывается этот факт. Ребенок начинает осознавать выгоду своего состояния!

Невроз навязчивых движений .
Отличие навязчивых движений в том, что они минимально, но все же поддаются контролю и, как правило, являются прямым повторением какого-либо характерного жеста. Это позволяет думать, что навязчивые движения все-таки имеют сугубо психологическую природу и вызваны устойчивым во времени и сценарии типичным травмирующим обстоятельством. На ребенка постоянно давят, кричат, унижают, заставляют идти наперекор его воле, вынуждают к чему-то, либо напротив - совсем не замечают, игнорируют. Психика не в силах с этим справиться, и тогда удар на себя принимает тело.

В пользу этой версии говорит то, что навязчивые движения нередко проходят сами собой, как только меняются отношения внутри семьи или сам ребенок находит какой-то выход из своего душевного тупика.

Второй аргумент: навязчивые движения ребенка во много раз сильнее переживаются родителями, чем тики, хотя тики, на первый взгляд, выглядят все-таки страшнее и безнадежнее. Видимо, идущее от навязчивых движений психологическое напряжение невозможно не ощущать и на него не реагировать. Часто можно увидеть такую картину: мама рыдает или орет благим матом, ребенок стоит и дергается всем телом. Со стороны они выглядят как две части одного целого, как актеры причудливой пантомимы, как пронзенные разрядом электрического тока... Жуть!

Как лечиться?
Навязчивым движениям уделяется особенно много внимания. Практически все специалисты рекомендуют психотерапию и медикаментозное лечение. Не уточняется только, какую именно психотерапию, а ведь она бывает очень разной.

Психотерапия .
Хороша та, что не только лечит, но и помогает найти другие способы выхода напряжения. Поэтому так успешны сейчас песочная терапия, где ребенок строит собственные миры из песка, арт-терапия, где занимается рисованием, лепкой, конструированием. Где невротическое напряжение выводится через действие!

Правда, здесь есть одно «но». И та, и другая работа - творческая, так что сам психотерапевт должен быть раскрепощенным и творческим человеком. Я никогда не забуду слова шестилетнего мальчика, который уже на пороге кабинета, посмотрев на меня полными презрения глазами, изрек: «Рисовать не буду, и не проси! Надоели!». Я его понимаю... Арт-терапия и рисуночные тесты - это то немногое, чего в институте будущим психологам дают в избытке, вот они и суют их куда не лень. «Затертые до дыр» методики перестают работать, а родители, не понимая, почему ребенку не становится легче, хотя он так часто посещает психотерапевта, теряют веру в психологию и идут к обычному врачу. Поэтому и надо искать специалиста, который работает не по шаблону, которому не безразличен результат. Такие есть, и не надо удивляться, если действия, которые будет предлагать сделать ребенку психолог, будут далеки от классического «вы хотите об этом поговорить»?

Очень интересна и продуктивна танцевально-двигательная терапия. В ней ребенок всю свою боль может выплеснуть через танец. Телесно-ориентированная, которая зачастую и вовсе идет от противного. Хочешь махать руками - маши, только очень быстро! Хочешь дергать головой - дергай, но при этом говори вслух, что чувствуешь. А еще лучше даже не говори, а кричи. Хочешь кричать на маму? Кричи на маму. Представь ее перед собой и кричи все, что накопилось. Ох, слышали бы некоторые мамы, что кричат о них их дети!

Медикаментозное лечение.
А что таблетки? Да, вероятно, они могут принести положительный эффект и даже снять симптом. Но в подавляющем большинстве за этим следует привыкание к препаратам, если не на физиологическом, то на психологическом уровне. Ребенок усваивает, что если есть проблема - на душе, то надо выпить таблетку, и все пройдет. То, что проблема на душе, как правило, решаема, надо только понять, что в твоей жизни происходит не так, и сделать правильные выводы и действия, уже не будет срабатывать. Зачем? Ведь пить таблетки проще! К тому же, психотропные препараты хоть и косвенно, но влияют на волю человека, а это значит, что маленькому человеку будет трудно бороться с болезнью. Он скорее согласится принять ее как данность. А это - верный путь к полной потере себя в социальной жизни.

Как реагировать?
Очень спокойно! Дайте понять ребенку, что вы это заметили, но не делаете из этого проблемы. Объясните, что такое иногда случается с человеком, который очень устал или хочет, но боится что-то сказать. Если ребенок не замкнулся в себе, спросите как можно мягче: «Может быть, ты хочешь мне что-то сказать или попросить?».

Не критикуйте ребенка на людях, не просите его сдерживать себя и не делайте страдальчески-проникновенных лиц, когда кто-то из знакомых заметил тик ребенка. Не оправдывайтесь. Вы же не оправдываетесь за его разбитые коленки? Здесь то же самое. Редкий ребенок не имеет эмоциональных проблем.

Как можно меньше реагируйте на навязчивые движения, но старайтесь переключить его внимание на что-то другое. Например, попросите что-то принести вам или сделать.

Прежде чем вести ребенка к психологу или неврологу, спросите о его желании. Совершенно не обязательно сразу же лечить невроз, иногда как раз надо дать ему время выразиться, и тогда станет более понятно, чем он вызван и что надо делать.

Будьте мудрыми и воспринимайте невроз как общую проблему, а не проблему ребенка. В подавляющем большинстве, навязчивые движения - единственный язык, на котором ребенок говорит с вами.

Детский невроз, консультация психолога, психологическая помощьЧто делать?
Я уже «старый» психолог, давно работаю. Могу позволить себе говорить то, что думаю. Дорогие родители, неврозы детей - это ваше собственная, нервная, дерганая, полная страхов, неполноценная жизнь. В которой вы забыли не только о собственных детях, но даже о самих себе! Когда последний раз вы сидели всей семьей в тишине (без работающего телевизора и Интернета) и просто разговаривать по душам? Когда прожили хоть один день спокойно, так, чтобы ни на кого не раздражаться, ни на что не злиться, никому не завидовать? Знаете ли вы, чем живет и о чем мечтает ваш ребенок?

А если вы хотите понять его и также понять, отчего у него эти навязчивые движения, найдите время, часика два-три, и попробуйте поделать то же самое, что делает ваш сын или дочь. Точно так же ходите и крутите, дергайте, выламывайте свои части тела, в точности копируя его/ее движения и прислушиваясь к себе, своим эмоциям. Только сделайте это не один и даже не десять раз, а раз сто-двести, в течение, минимум. часа, а то и двух. И тогда вы поймете, что выбрасывает из себя тело ребенка и что он кричит в своем застывшем, молчаливом крике. О чем оно хочет сказать вам! Где у него болит?

Возникающее в детском возрасте психическое нарушение, при котором незрелое Я разрешает интрапсихические конфликты посредством патологического компромиссного образования(симптома), препятствующего нормальному развитию.

Наблюдаемые компоненты компромиссного образования — нарушения в аффективной, поведенческой или познавательной сфере. Симптомы или симптоматическое поведение могут включать тревогу, депрессию, фобии, заторможенность, истерические параличи, тики, ритуалы и другие навязчивости; или же они могут проявляться в нарушениях питания и экскреции, антисоциальном поведении, нарушении способности к обучению и др. Обычно наблюдается кластер расстройств, иногда с преобладанием одного в сложной клинической картине.

Подобные нарушения могут возникать на любом этапе развития — от момента формирования внутренних психических структур вплоть до начала пубертата. Хотя бессознательные конфликты и фантазии при детском неврозе организуются и структурируются вокруг сексуальных и агрессивных побуждений эдиповой фазы, психопатология опирается на данные о сложностях развития и конфликтах доэдипова периода.

Хотя внешние симптомы неврозов у детей могут напоминать токовые у взрослых, стоящие за ними конфликты и личностная организация существенно отличаются. Возможна и обратная ситуация: однотипные интрапсихические конфликты у детей и взрослых порождают разную симптоматику. Различия определяются незрелостью функций детского Я, склонностью ребенка в большей степени действовать, нежели рефлексировать, продолжающейся зависимостью интрапсихического функционирования от объектов, на которые изначально были направлены конфликтные импульсы. Так, нередки ситуации, когда у ребенка с фобической симптоматикой в подростковом или взрослом возрасте развивается обсессивно-компульсивная симптоматика. То, что в детстве представляется неврозом навязчивости, может с течением времени развиться в психотическую или пограничную патологию.

Детский невроз, сформировавшийся на основе внутреннего конфликта, следует отличать от состояний, возникших в результате внешних конфликтов. К таким состояниям приводят либо травмирующие влияния среды (вмешательство в развитие), либо внутренние силы созревания, которые вовлекают ребенка в конфликт со средой (конфликт развития). Несмотря на то, что такие условия могут вызывать симптоматику и поведенческие нарушения, сходные с проявлениями детского невроза, симптомы более кратковременны, не обладают той же символической функцией с точки зрения бессознательного содержания и не представляют, в отличие от невротических симптомов, бессознательного компромиссного образования. Однако следует помнить, что «…невротический конфликт часто является продолжением конфликта развития, вовремя не разрешившегося».

Детский невроз следует также отличать от инфантильного невроза, представляющего собой скорее метапсихологический конструкт, нежели клиническую категорию.

Детский невроз, консультация психолога, психологическая помощьОткуда берутся детские неврозы.
Пословицы говорят: «Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу», «Привычка — вторая натура». Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми.
ЕСЛИ ребенку в детстве родители постоянно внушают, что он «тюфяк, разгильдяй, оболтус», то он рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта вытекает нервное напряжение, с которым ребенок не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособится под непомерные требования взрослых, либо будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. Если родители не хотят сменять свою «воспитательную политику», то у ребенка возникает нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а значит, и повышенной нервозности ребенка кроются в несостоятельности родителей, неспособности выполнять материнские и отцовские обязанности. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей.

Каждый из членов семьи занимается своими делами, забывая, что ребенок нуждается в постоянной любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детсад и школу, занимаясь тем временем собственной карьерой и своей жизнью.

Если малыш часто видит ссоры родителей, то впоследствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье.

Никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала нужно решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого требования в будущем гарантирует психическое здоровье ребенка.

Не менее важно понимание чувства меры. Избыток неоправданного внимания родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, что также может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей — здесь возможны полярные мнения: то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) — сложность, которую немногие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка как еще один шанс для воплощения собственных же амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное — понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Первопричина в них самих — несостоятельность родителей, нехватка любви…

Чтобы избежать конфликта в семье, родители должны научиться управлять своим поведением. Если они сами чувствуют, что уже на грани срыва и конфликт неизбежен и происходит это часто, то необходимо обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, нейропсихологу, психиатру), он поможет разобраться в ваших проблемах, вы научитесь контролировать свое поведение и избавитесь от постоянных стрессовых ситуаций, что поможет и вам и ребенку.