Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Психологический портрет индивидуальности 2

Психологический портрет индивидуальности 2

Интеллект и познавательные процессы

Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им.
Ф. де Ларошфуко. Максимы

Очень часто мы судим о себе и о других людях по развитию интеллекта — «интеллектуал», «совсем без интеллекта». Правда, иногда под интеллектом подразумевается либо хорошо развитый ум, мышление человека, либо его разумное поведение, либо способность к обучению.
Так что же такое интеллект, какова его структура и от чего зависит уровень его развития? Попробуем, опираясь на исследования советских и зарубежных психологов, разобраться в этом вопросе. Известный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяются два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания.
Интеллект является одним из самых сложных и многоуровневых образований человеческой психики. Попробуем мысленно представить сложную систему познавательного интеллекта . Что же в нее входит? Во-первых, система психических процессов, при помощи которой человек отражает и познает окружающий мир. В этой системе три базовых блока: внимание, память и мышление. Путь познания — от ощущения (восприятие, представление, воображение) к абстрактному мышлению. Во-вторых, блок оценки ситуации; в-третьих, принятие решения; в-четвертых, регуляция поведения. Завершается вся система интеллекта самооценкой и самоконтролем. Эмоции особенно сильно подключаются к блоку оценки ситуации и принятия решения, а волевой компонент очень важен на стадии принятия решения и регуляции поведения.

Итак, интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.
Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.
Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.
Интеллект можно определить также как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).
В психологии существует понятие общего интеллекта двух его подструктур: вербального и невербального.
Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ — коэффициент интеллектуальности, который был предложен известным исследователем и автором специализированного теста на интеллект Д. Векслером. В шкале Векслера интеллект измеряется баллами по следующей системе: свыше 135 баллов — гений, от 120 до 135 баллов — высокий, от 100 до 120 — средний, от 80 до 100 — низкий. Все, что ниже 80 баллов — умственная отсталость.
Измерение уровня интеллекта часто связано с отрицательными эмоциональными реакциями людей, так как человек боится, что его отнесут к разряду умственно отсталых. Поэтому такое измерение могут вести только психологи с соблюдением всех этических и профессиональных правил.
Наибольший интерес для человека представляет определение структуры интеллекта. Как мы выяснили, существует две подструктуры общего интеллекта. Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.
Процесс интеллектуального развития взрослого человека неоднороден, он характеризуется чередованием спадов и подъемов, а также изменением акцентов внутри системы психических познавательных процессов. Выделено несколько основных периодов интеллектуального развития: 18-25 лет — частая смена подъемов и спадов (через один-два года), неустойчивость и активная перестройка мыслительных функций; 26-35 лет — увеличение устойчивости, некоторое снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, общий подъем уровня развития интеллекта за счет повышения активности процессов мышления, формирование индивидуального стиля умственной деятельности; 36-40 лет — усиление целостности интеллекта, появление зрелости суждений, мудрости; после 40 лет — большее развитие вербального интеллекта, который как бы противостоит процессу старения и ослабления интеллектуальных функций. В старших возрастах по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние индивидуального стиля умственной работы на интеллектуальное развитие человека.
Для того, чтобы человек мог долго сохранять интеллектуальный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы накопления и логического преобразования знаний, вести активную умственную деятельность.
Для определения структуры интеллекта, получения наглядной картины относительной силы признаков можно построить психологические профили интеллекта. Приведем два из них.
Кольцевой тип профиля интеллекта, по Р. Мэйли, представлен так: из центра, который отражает нулевое значение измеряемого признака, по отдельным лучам откладываются достигнутые результаты в определенных единицах. Этот вид профиля весьма наглядно показывает диапазон интеллекта, причем его форма указывает на определенный тип интеллекта. Другой тип профиля — вертикальный, табличный, отражает развитие внутри структуры интеллекта по отдельным признакам и характеризует ее зависимость от профессии человека.
Рассмотрим это на примере студентов с гуманитарной и технической ориентацией. Профиль интеллекта студентов технического вуза сдвинут в сторону развития невербального интеллекта и несколько снижен по вербальному; у студентов гуманитарного профиля более развит вербальный и снижен невербальный интеллект. Однако результаты исследования интеллекта инженеров показали, что наилучших успехов в работе добивались те из них, которые обладали развитыми невербальным и вербальным интеллектом, т. е. общими и специальными способностями.
Технический интеллект, как своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами, оказался более сложным явлением, чем просто невербальный интеллект. Результаты исследования студентов технических и гуманитарных вузов показали, что базой, на которой формируется технический интеллект, является умение оперировать пространственными образами, умение строить пространственные схемы, способность переводить объемное изображение в плоское. Кроме этого с формированием технического интеллекта оказались тесно связаны такие далекие от этого логические операции: способность определить категорию, к которой относится понятие, класс объекта, умение выделить существенный признак предмета. Овладение логикой, речью, способность строить суждения является т.о. не дополнительной предпосылкой к формированию технического интеллекта, а необходимым условием. Природа интеллекта в целом такова, что далекие по своей профессиональной принадлежности умственные навыки, определяются каким-то общим фактором и развиваются, формируются только совместно, как, например, успешное овладение тонкими движениями и математическими операциями. Более того, одним из признаков сформировавшегося интеллекта является скоординированность, согласованность развития различных мыслительных навыков. Для первой стадии развития характерно последовательное развитие мыслительных функций, последовательное появление одного навыка на базе другого. Например, сначала у детей развивается, растет память долговременная, внимание, а затем начинает улучшаться логическая функция. Для взрослого интеллекта характерно уже одновременное и однонаправленное развитие целых блоков, «гроздей» умственных способностей. Поэтому узко специализированное развитие только одного типа, повторяющее более ранний способ формирования интеллекта, может нанести вред развитию интеллекта взрослого.
По результатам психологических исследований можно выделить те качества, которые наиболее тесно связаны с успешным формированием технического интеллекта, которые образуют блок технического интеллекта. Это пространственно-образные функции и уже названные логические операции, владение абстрактной, математической логикой, умение представить предмет в непривычном ракурсе, выделить плоскость из объемного изображения. Кроме них развитию технического интеллекта каким-то образом способствуют такие качественные особенности мышления, как поэтичность и образность мышления. От того, чтобы стать поэтами и художниками, будущих создателей технических объектов, очевидно, удерживает также ярко проявившееся и тесно связанное с техническим интеллектом стремление к новому и неизведанному, небоязнь риска.
Влияние этого последнего качества, никак не связанного с интеллектом, еще раз подтверждает мысль о целостности человеческой индивидуальности, о взаимозависимости разнородных качеств: особенностей двигательной сферы, восприятия, мышления, мотивации, характера. Это обеспечивает гибкость и успешность развития интеллекта при любых задатках. И тем общим фактором, о котором говорилось выше, может быть является какое-то одно качество, которое становится опорой для развития других.
Для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация.
Поэтому человек, познакомившись со своим профилем интеллекта, должен стремиться к развитию наиболее слабых сторон, естественно, опираясь на сильные.
Несколько рекомендаций по развитию интеллекта:
определить свой профиль интеллекта;
развивать как вербальный, так и невербальный интеллект;
развивать умение выходить за рамки узкопрофессиональных задач, дабы предотвратить профессиональную деформацию и ограниченность;
учиться находить решения в сложных, нестандартных ситуациях;
искать пути активизации умственных процессов и реализации задуманного в практической деятельности (собственно, это и есть интеллект — познание + действие);
знать о существовании эмоциональных барьеров, мешающих перестройке умственной деятельности, и учиться их преодолевать, как бы это не было тяжело.
Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный, а также социальный. Профессиональный ориентирован на специализацию в деятельности, на это настраивается вся его структура.
Социальный интеллект — умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из ситуации (об этом более подробно в части 2).

Психические познавательные процессы

Психические процессы — ощущения, восприятие, мышление, память, эмоции, воля и т. д. — поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Аристотель говорил, что знания «о душе» являются необходимым условием понимания природы. Понимание же природы — это то, чем человек отличается от животных, тот «орган», который позволил ему выжить в жестких условиях естественного отбора. Еще задолго до Аристотеля, в период архаики, греки создали миф о Прометее. Нам известен революционный образ Прометея — носителя огня. Но не только этим прогневал он своего двоюродного брата Зевса, а и тем, что наделил людей разумом. Боги велели Прометею и его брату Эпиметею, что переводится как «крепкий задним умом», распределить между людьми и животными разнообразные способности и средства к существованию. Прометей где-то задержался, а его глупый брат распределил все между животными: способности высоко летать, быстро бегать, плавать, видеть в темноте, различать малейший шорох или запах. Отдал животным шерсть, перья, когти, зубы и т. д., а людям ничего не оставил. И Прометей, чтобы как-то исправить положение, научил людей читать, считать, делать одежду, строить дома и корабли, приносить богам жертвоприношения, но так, чтобы лучшую часть жертвенного животного оставлять себе. А для того, чтобы люди никогда не останавливались в своей деятельности и познании, он дал им несбыточные надежды и мечты.
Так что еще древние понимали, что психика и познание — это наши высшие способности.
Что же представляют собой познавательные процессы? Это — различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Ощущения
Восприятие
Память Представления Внимание
Воображение
Мышление

Ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего. Возможно и другое определение: ощущение — это отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Он обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность. По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Для нас более известна экстероцепция — это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор, у которого специфичен не только «вход» (глаз, ухо, нос, кожа и язык), но и соответствующее мозговое звено (зрительная кора, слуховая, обонятельный мозг и т. д.).
Интероцептивный образ — это то внутреннее, «смутное» чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Нам обычно трудно выразить их словами и точно локализовать. Но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Тревожность, страх — отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями: «сосет под ложечкой», сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод, «мурашки» по коже и др. Радость — положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями — это во многом контроль за интероцепциями.
Проприоцепция, или кинестетические ощущения — неосознаваемые ощущения в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция отвечает не только за все наши движения, но и за последующее психическое развитие. Не случайно для новорожденных «тестами на интеллект» являются показатели физического развития. Массаж и упражнения (тактильно-мышечная тренировка) младенцев, лишенных зрения, в некоторых случаях приводят к его восстановлению. «Кожный голод» в раннем детстве, отсутствие прикосновений, ласк приводят к формированию агрессивности ребенка и вносят свой вклад в развитие шизофрении.
Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз — рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания — восприятия.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Из всех видов ощущений только зрение и осязание позволяют создать такой образ действительности, в котором отражаются целостные характеристики предметов и явлений. Образ восприятия изоморфен, т.е. соответствует реальному объекту. И в этом изоморфизме присутствует не только внешняя метрика объекта — его месторасположение, как это бывает в сенсорном образе, но и внутренняя метрика — его форма и видимое содержание, что и создает целостность.
Из всех видов модальностей (зрение, слух, обоняние и др.) зрение стало для человека ведущей. Для животных роль ведущей модальности чаще всего выполняют слух и обоняние. Благодаря звукам или запахам животные представляют, кто к ним приближается. Собаки по запаху определяют даже намерения человека: плохие или хорошие. Ведь наши эмоции сопровождаются выбросом определенных гормонов и, значит, соответствующим запахом кожных выделений. Люди их не чувствуют (за исключением некоторых ситуаций), а собаки различают. Известно, что животные чаще бросаются на тех, кто их боится, но не потому, что любят нападать на слабых, а потому, что страх у человека нередко переходит в агрессию, и животное предпочитает нападать первым.
Возможности обоняния и вкуса у человека невелики. Если обычному человеку закрыть глаза и нос и дать попробовать из одинаковых сосудов холодный кофе и красное вино, то он не отличит одно от другого (разница проявится позже), так же как не отличит яблоко от сырой картошки. С обонянием у человека все намного сложнее и проще, так как обонятельный центр в головном мозгу примыкает к подкорковым структурам памяти и эмоций. И иллюзия «дежа вю»* — того, что с нами это уже было, очень часто возникает на специфичные для каждого из нас запахи.
* От франц. deja vu — уже было.

В зрительном образе отражено все: форма предмета, качество его поверхности, запах, вкус и даже звучание — т. е. все качества реальности.
Другой возможностью адекватного и целостного отражения мира является осязание. Слепоглухонемые познают мир с помощью осязания. И в этом им помогает не только азбука Брейля, ведь для того, чтобы читать, нужно представлять, что означает каждое слово.
При этом восприятие не сводимо к простой сумме разнообразных элементарных ощущений — целое всегда больше составляющих его частей. Прошлый опыт, эмоции, личностные особенности вносят свой вклад в восприятие.
Форма в восприятии относительно независима от содержания. Одну и ту же мелодию можно сыграть на разных музыкальных инструментах, пропеть в разных регистрах, т. е. звуки будут различными, высота и тембр будут меняться, но если отношение между звуками сохраняется, и мелодия инвариантна оригиналу, то мы всегда сможем ее узнать.
Представление о целостности структуры образа восприятия (перцептивного образа) разработано гештальт-психологией. Какими же свойствами обладают эти перцептивные гештальты:
1. Восприятие всегда относится к конкретному предмету и конкретному моменту времени. И первое свойство восприятия — константность, которая выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Например:
а. Если воспринимаемый предмет удалить на некоторое расстояние, то его отображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше по росту тех студентов, которые сидят на первых. Мы только можем сделать вывод, что они меньше интересуются психологией.
б. Форма отображения предмета на сетчатке будет меняться при каждом изменении угла зрения, но восприниматься она будет как постоянная: тарелка соседа такая же круглая, как и ваша.
в. Цвет предмета сохраняет свой тон при различном внешнем освещении: снег кажется нам белым и в солнечный день, и в безлунную ночь.
Роль константности образа восприятия очень велика, иначе при каждом нашем движении или изменении ощущений менялись бы и свойства предметов. В основе же возникновения константности лежит двигательный опыт. Если бы человек сам не передвигался, не ощупывал формы при разных углах зрения, то представление о постоянстве мира у него не сформировалось бы. Константность возможна только тогда, когда мы воспринимаем всю совокупность условий. И условия наблюдения становятся частью воспринимаемой ситуации. Но существуют такие изображения, когда, как нам кажется, константность нарушена. Это — зрительные иллюзии. Но эти иллюзии имеют место на изображениях, а не в реальных условиях восприятия, и именно ограниченность условий наблюдения делает возможным иллюзии изображения. Например, в иллюзии «железнодорожных путей» предмет, нарисованный у сходящихся линий, кажется существенно больше того, который нарисован у далеко отставленных линий, в силу того, что в реальной жизни существует перспектива.
2. Другое свойство восприятия — его предметность. Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, предмет же имеет контур. В зависимости от наших задач предмет и фон могут меняться местами. В реальной жизни человек всегда знает, что для него фон, а что предмет, однако, на изображениях существуют обратимые фигуры, когда предмет и фон меняются местами, например, известное изображение вазы или двух профилей.
3. Целостность восприятия, под которой понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Эта взаимосвязь имеет двойное выражение: во-первых, целое не зависит от качества составляющих его частей (как в примере с мелодией), во-вторых, разные элементы, если они находятся в определенных отношениях, могут формировать целое. Это происходит в случае рядоположенности элементов, их подобия, включенности в замкнутую структуру, образования «хорошей формы».
4. Обобщенность — еще одно свойство восприятия. Оно заключается в том, что образ восприятия всегда должен быть отнесен к определенному классу предметов, имеющих название. Например, основные цвета спектра — это целый класс цветов, которые носят обобщенные названия (красный, зеленый и т. д.), конкретные цвета всегда оттеночные (алый, изумрудный).
Все, о чем выше говорилось, относится к идеальному случаю восприятия, или, как говорят психологи, к восприятию в адекватных условиях. Реально же мы всегда наблюдаем в затруднённых условиях. Дефицит времени, большое расстояние, неудобный угол зрения, недостаточная освещенность — все это приводит к определенным искажениям видимого мира.
Кто-то сказал, что произведения архитектуры мы смотрим ногами. Действительно, даже памятники архитектуры экскурсанты никогда не рассматривают в «упор». Обычно обходят, слушая комментарии, или разглядывают отдельные детали. Да и возможности для целостного рассмотрения ограничены, так как памятники расположены среди других строений. Улица — это своего рода коридор, стены которого мы замечаем только боковым зрением, т.е. под измененным углом. Поэтому движения и глаз, и всего тела достраивают, а иногда и изменяют зрительный образ.
Многие культовые сооружения имеют монументальный характер, что предполагает фронтальное рассмотрение. В свою очередь, большие размеры требуют длительного движения либо вдоль здания, либо по направлению к нему, неизбежны повороты под прямыми углами. Такое долгое однообразное движение вызывает сначала утомление, а потом и агрессию, отторжение.
Демократическая архитектура (вовсе не в политическом смысле слова) по-иному учитывает психический мир человека. Основная ее задача — создать чувство приобщенности и защищенности, поэтому активно используются круглые площади, внутренние дворики, огороженные пространства. Строящееся здание Публичной библиотеки в нашем городе в большой степени учитывает организацию нашего бессознательного. Круглое основание позволяет избежать утомительного прямолинейного движения вдоль стен, а внутренний двор, ориентированный на посетителей, создает чувство интимности и приобщенности.
Таким образом, восприятие, являясь процессом отражения реальной действительности, зависит также от нашей активности, содержания бессознательных установок психики и результатов знаково-символической деятельности человека.

Мышление. Виды и механизмы

Если вернуться к схеме организации познавательных процессов, то можно увидеть, что мышление замыкает их иерархию. Это не только высший, но и иной уровень познания. Результатом предшествующих уровней познания (ощущения, восприятия, представления) является наглядный образ — отражение объективной реальности той или иной степени адекватности. Результатом процесса мышления является формирование понятия такой языковой структуры, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление изучается многими науками, каждая выделяет свой аспект. Философия изучает соотношение материи и мышления.
Социология проводит анализ исторического развития в зависимости от социальных структур общества.
Кибернетика изучает мышление как информационный процесс.
Формальная логика рассматривает основные формы мышления: суждения, умозаключения.
Схоластика (средневековый реализм) постигает природу вещей через постижение значения имени вещей. В основе этого типа реализма лежит обособление каждой идеи, имени и оформление ее как сущности. Мышление — оперирование идеями, выстраиваемыми в иерархические сочетания.
Психология изучает механизмы реализации мыслительных актов, в том числе мозговые, и понимает мышление как познавательную деятельность.
Несмотря на то, что мышление — это качественно иной процесс по сравнению с перцепцией, он не может быть оторван от предшествующих психических процессов — должен существовать «мостик» от непосредственного и конкретного отражения к отражению опосредованному. Таким переходом является допонятийное мышление, свойственное детям и встречающееся на более поздних этапах развития. Особенности допонятийного мышления наиболее полно были изучены психологом Жаном Пиаже. Он выделил следующие особенности разных видов мышления:

Допонятийное
I. Эгоцентризм. Субъективность мышления, которая жестко связана с жестко фиксированной системой отсчета. Эгоцентризм, в отличие от эгоизма, состоит не в обращенности мысли на ее носителя, а в выпадении последнего из сферы отображения. Это — жесткость своей точки зрения, невозможность оценить себя как носителя и партнера отношений с вещами и людьми в силу элементарности отражения этих отношений. Встречается не только у детей — жизненный опыт показывает, что и позже мы не всегда в состоянии преодолеть эгоцентризм и вносить поправки за счет своей исходной позиции.

II. Трансдуктивный характер связей в предпонятийных структурах, что выражается в отсутствии различий между частным и общим, отсутствии соотнесения родовых и видовых признаков

III. Синкретизм — осмысливание предмета по одной несущественной его части. Отсутствие различий между существенными свойствами и случайными особенностями. Взаимная связь черт, воспринимаемых вместе, гораздо сильнее, чем все остальные отношения

IV. Нечувствительность к логическому противоречию и переносному смыслу Понятийное
Децентрация или перецентрация. Интеллектуальная децентрация как преобразование системы координат, выход за пределы индивидуальной системы отсчета.
Индуктивно-дедуктивный характер связей понятийных структур. Индукция как переход от частного к общему и дедукция как переход от общего к частному .
Иерархическая соотнесенность признаков. Выявление с помощью анализа существенного и случайного.