Консультация психолога онлайн, психологическая помощь - Москва, Санкт Петербург: Психология в бизнесе

Психология в бизнесе

Бизнес сегодня во многом напоминает экстремальные виды спорта и позволяет испытать ощущения, например, как от прыжка с парашютом даже тем, кто не умеет прыгать. Когда мы наблюдаем за достижениями того или иного бизнесмена, ставим ли мы перед собой вопросы о его личных качествах, о том, почему и как он добился успехов в своем деле? Не с позиции зависти или агрессии, а с позиции анализа природы человека и природы самого бизнеса?

Психология личности в бизнесе.

Чувства, вызываемые бизнесом, не менее загадочны, чем любые другие чувства, такие, например, как любовь. Только человек, способный разобраться в хаосе чувств и мыслей, наверное, достигает удовлетворения, избегая зависимости от внешних наслаждений. Такой человек полностью погружается в процесс реализации.

Богатый человек – это не тот, кто имеет много денег, и даже не тот, кто имеет много друзей. Богатый человек – это тот, кто имеет самого себя. Вернее, является самим собой. Это человек, который может опереться на свои мысли, на свои чувства, на свое тело.

Бизнес сегодня во многом напоминает экстремальные виды спорта и позволяет испытать ощущения, например, как от прыжка с парашютом даже тем, кто не умеет прыгать. Когда мы наблюдаем за достижениями того или иного бизнесмена, ставим ли мы перед собой вопросы о его личных качествах, о том, почему и как он добился успехов в своем деле? Не с позиции зависти или агрессии, а с позиции анализа природы человека и природы самого бизнеса?

Цивилизация сегодня предлагает человеку такой бешеный ритм, что многие люди разучились созерцать и стремятся к быстрым наслаждениям. Сами условия существования заставляют следовать хаосу, в котором не остается даже возможности сохранить сознание здоровым до того момента, когда оно сможет поставить перед самим собой вопросы о жизни и выбранном пути.

К сожалению, в наши дни подавляющее большинство людей живет рефлекторно, и бизнес сегодня так же стал элементом рефлекса или реакции – на деньги, эмоции, потребление. Человек считает, что он погружен в бизнес, чтобы иметь достаток и создать себе достойные условия существования. Но на самом деле он, как правило, боится остаться наедине с самим собой и провести оценку своих действий.

Сверхприбыли или эмоциональная наркомания.

Человек учится бизнесу с достаточно раннего возраста, с детства, и, по сути, каждый взрослый кое-что смыслит в бизнесе, поскольку будучи ребенком уже научился манипулировать.
Бывает так: ребенок, для того чтобы получить какие-то эмоции, реакции, внимание окружающих людей, то есть некую выгоду для себя, начинает обманывать окружающих. И дальше он, неизбежно, учится обманывать самого себя.

Выходит, что настоящему бизнесмену сегодня не просто обойтись без обмана, хотя бы потому, что в детстве он приобрел некие паттерны такого поведения. Конечно, это утверждение не может быть аксиомой, скорее, это вопрос для размышления.

Один их важнейших вопросов для бизнесмена – его самооценка. Достиг ли он такого уровня, чтобы считать свои услуги или продукт достаточно дорогими? Это дилемма, в которой одни люди, чтобы сохранить себя как личность и получать удовлетворение, руководствуется малым, но создают качественный продукт, а другие – занимаются сверхприбылями. Однако если говорить о доходах, которые приносит бизнес, то сверхприбыль – это не всегда миллионы. Сверхприбылью можно считать и заработанные уборщиком десять долларов, если его усилие, в общем-то, имеет оценку в пять долларов.

Психология конвейера.

Не все мы являемся теми, кем себя представляем, и наши действия не всегда согласуются с нашей личностной природой. Подчиняясь такому положению вещей в бизнесе, мы создаем особую бизнес-природу.

Без правильно созданной циркуляции вокруг производственных усилий мы не можем понять главенство того или иного человека в бизнес-компании, но мы можем понять главенство системы, схемы, в которой каждый получает, если хотите, по достоинству, или по заслугам. И если схема важнее человека, то это невольно будет человека опустошать – духовно, энергетически или физически.

Сегодня, когда цивилизация не только переоценивает значимость продукта, но не может даже задуматься об этой оценке, обучение чему-либо становится почти бесполезным. Но если бизнес не является элементом саморазвития и обучения, никогда человек не станет в нем профессионалом.

Многих в бизнес привлекает желание торговать, а не заниматься своим образованием, обучаться. И это несложно объяснить: образование давно перестало быть наслаждением, оно стало эмоцией, причем не самой приятной для современного человека. А торговать – это эмоция, она короткая, но ее можно повторять бесконечное количество раз.

Мы живем в последовательности событий, каждый день наше настроение меняется, и формирование его имеет свои законы и причины. Деньги же каждый день остаются деньгами. Они тысячу лет назад были деньгами и будут деньгами через тысячу лет. Деньги всегда одинаковы, так как они находятся в области жертвенности, в стремлении потребления человека. А наши дни разные. И то, как мы в эти дни проводим время, определяет, как мы формируем свою жизнь – либо с позиции жертвенности, в которой не даем себе отчета и не осознаем действительности, ее красок и всего, что нас окружает, либо… Впрочем, каждый сам для себя может пПсихология личности в бизнесе или опыт в развитииродолжить это "либо".

Бизнес как развитие.

При написании этой статьи я выступаю, скорее, как лаборант, который раскладывает по колбочкам некие эссенции бизнеса, не давая традиционных для аналитического жанра логических выкладок и выводов, поскольку полагаю, что если и должна быть у человека мотивация к чтению, то это его развитие. Но ведь каждый по-своему понимает развитие! В этом заключается загадка нашего существования, хотя ответ очень прост. Развитие запросто можно объяснить с точки зрения медицины – оно имеет свои физиологические законы. Они не могут быть заново придуманы или, повинуясь капризу, перестроены под конкретного человека.

Что же нужно сделать для того, чтобы достичь высокого уровня осознания и реализации себя в бизнесе? Я убежден, что для этого необходимо образование. Но не обучение бизнесу, а самообразование. Каким странным бы это не показалось, но бизнесу обучить нельзя. Бизнес – это опыт, помноженный на усилия и качество конкретного человека. Условия бизнеса – это инвестирование. Инвестирование своей жизни, своей энергии, своего времени, в результате чего единицы обретают себя, а тысячи и даже миллионы становятся участниками так до конца и непонятого ими ритма существования.

Не является ли сегодняшний бизнес формой подавления человека? Особенно если он не приносит удовлетворения? А если человек продает некачественный продукт и знает об этом? Или не чувствует и не понимает, что он продает?... Кто-то возразит: но мы же как-то, худо-бедно, можем выполнять эти действия, зарабатывая себе на хлеб. Да, но есть ли в этом личностная оценка, личностная позиция, понимание, осознание? А самое главное – есть ли в таком образе жизни чувство того глубокого душевного удовлетворения, что делает человека счастливым, гармоничным?

Единственное истинное чувство человека – это удовлетворение от своих действий. Истинное оно потому, что замкнуто на деяния самого человека и зависит исключительно от него. Чтобы получить остальные истинные чувства, нужно уметь идентифицировать себя в них, понимать долю ответственности в том или ином деле. Человеку, занимающемуся бизнесом сегодня, следует помнить: даже если бизнес приносит доход, он часто расслабляет человека, усиливая его леность в направлении самого себя.

Взаимосвязь между личностной психологией и успехом в бизнесе.

Практика показывает, что по-прежнему многие люди считают психологию в бизнесе вещью второстепенной, принципиально не влияющей на успех.

Психологи провели опрос многих молодых людей, решивших создать (либо уже создавших) свой собственный бизнес. На вопрос: «Что они считают наиболее важным в успехе бизнеса?» многие ответили, что наиболее важным они считают удачу (55%), большой первоначальный капитал (45%), хорошую команду (30%). Про психологию и про ее роль в успехе бизнеса сказало только 3 человека из пятидесяти опрошенных.

Конечно, роль удачи, первоначального капитала и хорошей команды очевидна. Но как поможет наличие капитала, если ты не способен донести свою идею до окружающих, увлечь людей и создать команду? Как может помочь команда, если ты не умеешь преодолевать трудности и при первой неудачи готов отступить? И как может помочь удача, если у тебя не хватает веры в себя и любви к своему делу?
Все это, безусловно, вопросы психологии.

В процессе строительства бизнеса с человеком происходит большое количество изменений, ведь приходится пройти огонь, воду и медные трубы, а это никогда не оставляет человека таким же, каким он был.

Изначально успех в бизнесе основан на вере в себя и в свою идею, в то, что все обязательно получится, что эта идея и есть самая лучшая. Главной тут становится способность донести свою идею до других, увлечь окружающих.

Что же может ограничивать человека в момент успеха? Нежелание выйти за рамки самого себя. Непонимание того, что Бизнес - это самостоятельная «личность» со своими целями, потребностями, которые зачастую могут противоречить желаниям собственника (в литературе это называется «ловушка основателя»). В качестве аналогии тут можно привести процесс воспитания ребенка: в начале он очень сильно нуждается в нас, мы проводим вместе все время, а затем в какой-то момент он уходит и начинает собственную жизнь. И это нормально!

Как же «воспитать» правильный бизнес? Для этого как раз-таки и необходимо хорошее знание, точнее осознание себя, ведь без этого невозможно будет управлять процессом изменений. Вместе с процессом создания бизнеса будет изменяться картина мира его владельца.

Для того, чтобы сохранить способность к движению вперед, требуется постоянная работа над собой. Впрочем, я бы скорее говорила бы в терминах не движения и развития, а метаморфозы, изменений, созидания, рождения и самореализации.

Для многих людей бизнес выступает в первую очередь как созидание, желание оставить что-то после себя по аналогии с посадкой дерева, строительством дома и выращиванием сына. Смысл здесь - потратить свою жизнь на вещь, которая сделает тебя долговечнее. Именно тут и заложен секрет успеха любого дела. Впрочем, зачастую под влиянием денег созидательные цели сменяются стремлением разрушить (конкурентов, подчиненных, себя и т.д.) А это первый шаг к поражению.

Для личностно зрелого человека бизнес как средство зарабатывания денег перестает быть самоцелью. Самоактуализирующимся личностям свойственно обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. Такие люди наслаждаются собственно процессом изменения и создания новой реальности, а не конечным результатом. В этом, наверное, заключается секрет долгосрочного успеха.

Известный миллиардер Дональд Трамп сказал: «Чтобы сохранить способность к движению вперед требуется постоянная работа над собой». Я понимаю это так: успешный бизнес невозможен без движения вперед. Если нет такого движения, не будет и бизнеса. А двигаться вперед очень не легко. Для этого действительно требуется постоянная работа над собой. А это чистая психология.

Для того, чтобы куда-то двигаться и знать куда, необходимо постоянно проводить диагностику в самой себе, перепроверять себя. Выявлять в себе те стороны, которые необходимо совершенствовать. Вот ты думаешь: «Сейчас у меня уже многое есть, я много добился и могу расслабиться». Но если ты расслабишься, то можно расслабиться на всю оставшуюся жизнь. Наступает довольство собой и ты засыпаешь…А дальше все начинает разрушаться. И не только бизнес, но и внутренняя, духовная жизнь.

Говорят, что для бизнеса нужно везение. Это действительно так. Но важно понять, что если у человека правильные внутренние психологические установки, то ему не может не повезти. Он всегда будет различные обстоятельства оборачивать себе на пользу, он начнет видеть то, что не видят другие. Например, там, где другой отчается, он увидит массу других возможностей. Там, где один решит, что идти вперед невозможно, другой пойдет, невзирая ни на что, и победит. Поэтому, абсолютно согласна с утверждением, что наш внешний мир является отражением внутреннего мира.

Многие известные бизнесмены говорят о том, что именно правильный психологический настрой был единственным решающим звеном в становлении бизнеса, а не первоначальный капитал. Конечно, если есть первоначальные деньги, то можно что-то начать, что-то открыть, но большой вопрос: насколько успешным будет то, что ты делаешь, если нет самого важного – правильного психологического мировоззрения и работы над собой.

Какие психологические установки для успеха в бизнесе я считаю правильными?
Во-первых, несокрушимую веру в себя. Необходимо все время говорить себе «я могу».
Во-вторых, веру в успех. Важно верить, что даже совершенные ошибки могут привести к еще большему успеху, если ты будешь на них учиться.
В-третьих, смелость. Смелость – это победа над стереотипами, это когда ты не боишься идти вперед. Многие думают: «Если у него не получилось, значит и у меня не получится» или «Все делают это, поэтому и я должен» или «Никто так не делает, и я не буду». Это все стереотипы, которыми мы заражены. Эти стереотипы как будто предопределяют нашу жизнь, наше поведение, руководят нами. А нужно что? Нужно доверие к жизни, которое выражается в победе над стереотипами. Но этому доверию очень трудно научиться.
Ну и, конечно, мужество, способность не опускать руки. Если ты упал, то для того, чтобы еще выше подняться. Тебе дается возможность пройти испытания. А испытания – это опыт, который может дать тебе огромные возможности. Это вызов, который мы должны принять и удвоить, утроить свои усилия.